Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Малышева Оксана Вилутовна

Цель:обогощать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_temu_puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия на тему:

«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.

Тема: Путешествие в страну Красивой речи.

Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи:

совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;

упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;

формировать умения обобщать, классифицировать;

закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков;

Развивающие задачи:

развивать диалогическую связную речь, образное представление;

расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

развивать речевые ассоциации и речевое внимание;

развивать мелкую моторику, координацию движения.

Воспитательные:

воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

познавательное развитие;

социально-коммуникативное;

физическое развитие.

Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок;

просмотр мультипликационных фильмов;

отгадывание загадок;

выполнение физкультурных разминок.

Методические приемы:

словесные;

наглядные;

практические.

Материалы и оборудование: воздушный шар; письмо; «Лучи солнышка» с заданиями;

мелодия «волшебной музыки»; магнитная доска с картинками;

Ход занятия.

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Воспитатель:

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй, всем я говорю

Даже соседской кошке.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети, к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с ними.

Сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.

— А что такое фантазия? (ответы детей)

Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.

Скажите, а на каком транспорте мы можем отправится в путешествие (автобус, самолёт, поезд…)

Отгадайте загадку и тогда узнаете:

«С тёплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля-

Словно на картине».

Правильно, на воздушном шаре.

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Дети:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.

Чтобы научиться выговаривать правильно все звуки необходимо делать гимнастику для нашего непослушного язычка:

«Заборчик», «Окошко», «Часики», «Лошадка», «Вкусное Варенье».

Молодцы.

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Включается сказочная музыка)

II Основная часть

Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну.

 Посмотрите ребята, что это?

- Перед нами ворота, но мы не можем войти. Что же нам мешает?

(Воспитатель читает загадку)

-Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Чтобы открыть замок произнесем волшебные слова.

(упражнение с пальчиковой гимнастикой)

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

(соединяем руки в замок, переплетаем пальцы)

Постучали.

(Ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)

Покрутили.

(Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули.

(Раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по-прежнему сцеплены)

И открыли!

(расцепляем ладошки, разводим руки в стороны)

Замок открыли, молодцы!

Ой, ребята, здесь письмо!

Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.

Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?

(ответ детей)

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)

(на доске висит солнышко без лучиков)

— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)

— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.

А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание «Назови ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен:

Назвать ласково

— бык – бычок;
— лошадь-лошадка;
— кошка-кошечка;
— овца-овечка;
— собака – собачка;
— коза-козочка;
— корова-коровка

Назови детенышей

У кошки-котята;

У собаки - (щенки);

У свиньи -(поросята);

У коровы -(телята);

У лошади -… (жеребята);

У овцы -… (ягнята);

У козы-(козлята).

 Кто где живет?

Лошади – в конюшне;

Коровы -. (в коровнике);

Свиньи - (в свинарнике);

Собака -. (в будке);

Телята - (в телятнике);

Кролики - (в клетке, крольчатнике)

(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)

2 задание Игра «Скажи наоборот»

— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — … («враг»)

Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).

— Прикрепляем лучик.

3 задание «Назови признаки»

В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

матрешка из дерева, значит она деревянная;

дом из кирпича – кирпичный;

ваза из стекла – стеклянная;

ложка из железа – железная;

самолётик из бумаги – бумажный;

сумка из кожи – кожаная; 

чашка из фарфора – фарфоровая;

бочка из дуба- дубовая;

кольцо из золота - золотое

Прикрепляем лучик.

Физкультминутка

В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.

Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
На стульчики садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!

4 задание

А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Назови одним словом»

(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают, одним словом.)

Морковь, капуста, лук, огурец (овощи)

Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)

Вишня, клубника, малина, смородина (ягоды)

Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)

Дуб, береза, клен, рябина (деревья)

Корова, собака, кошка, овца (домашние животные) и т.д.

Прикрепляем лучик.

.

5 задание Игра «Поймай звук».

-Ребята, а из чего состоят слова?

- Из звуков.

-На какие две группы делятся все звуки русского языка?

-На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки?

- Легко, свободно, поются, тянутся, воздух не встречает преград.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки (зубы, язычок, губы мешают воздуху выходить свободно)

-Назовите их Б, В,Г,Д, Т, К и т. д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, мы будем с вами ловить звук хлопком в ладоши.

Первый звук А ( о,у,А,и,о,А,А….)

Звук У ( а,и, и, о,У,У…)

Звук И( И,И,а,у,э,И,И…)

6 задание

«Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.

Молодцы ребята!

Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

III Заключительная часть

Итог:

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,

Отдыхать нам всем пора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в город красивой речи"

Формирование у детей умения поддерживать диалог, воспитание нравственных качеств, культуры общения со сверстниками и взрослыми....

Открытое занятие «Путешествие в страну красивой речи»

Воспитывать культуру речи. Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных,...

Открытое занятие " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Открытое занятие: «Путешествие в страну красивой речи» в подготовительной группе " Звездочка"

: Воспитывать культуру речи. Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательны...

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:обогащать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Открытое занятие, «Путешествие в страну красивой речи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30400180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...