Консультация для педагогов. Круги Луллия.
консультация по развитию речи

Малая Ольга Ивановна

Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круги Луллия622.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Круги Луллия»

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников.  Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

А представляют они собой несколько кругов, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты»«Овощи»«Одежда»«Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И«Подбери цвет» (в темах «Русские народные сказки»«Патриотическое воспитание»«Окружающий, природный мир») и пр.

На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

«Круги Луллия»

Круги Луллия – это речевая среда, с помощью которой создается благоприятная игровая ситуация для корректировки процесса развития речи.

Эта технология дает возможность мне осуществлять двустороннюю связь: с одной стороны развивать и активизировать в игре речь ребенка, с другой стороны сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Изготовленное мною пособие многофункционально, позволяет, на ряду, с речевыми задачами, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.  

Варианты использования Кругов Луллия разработала  для каждого блока в соответствии с возрастными особенностями.

Данный вид работы помогает:

- развивать фонематические процессы;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- автоматизировать звуки;

- формировать структуру предложений;

- совершенствовать развитие связной речи.

C:\Users\Samsung\Desktop\IMG20230116112506.jpg

C:\Users\Samsung\Desktop\IMG20230116112637.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей и педагогов Круги Луллия для развития связной речи дошкольников.

Материал поможет в работе по развитию связной речи детей....

Консультация для педагогов "«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формированияпознавательного интереса детей дошкольного возраста»...

Мастерская педагога "Круги Луллия"

Основная цель данного пособия: развитие логичекого мышления, навыков устной речи внимания, воображения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "КРУГИ ЛУЛЛИЯ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "КРУГИ ЛУЛЛИЯ"...

Консультация для педагогов «Круги Луллия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Круги Луллия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Методическое пособие для педагогов «Круги Луллия»

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников на основе изобретения Раймунда Луллия — «Круги Луллия» идеальны для знакомства ребенка с окружающим миром, н...