Консультация на тему: «Образовательные технологии речевого развития в ДОУ»
учебно-методический материал по развитию речи

Анчугова Александра Валерьевна

Данная консультация предназаначена для педагогов ДОУ и направлена на расширение знаний о речевых технологиях в дошкольном образовательном учрежеднии и возмодности их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_tehnologii.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Анчугова А.В.

Консультация на тему:

«Образовательные технологии речевого развития в ДОУ»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:

  • Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
  • Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
  • «Обучение составлению творческих рассказов»,
  • Технология ТРИЗ,
  • Моделирование,
  • Мнемотехника,

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Технология обучения составлению метафор
  • Технология обучения составлению загадок
  • Технология синквейна
  • Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
  • Логоритмика,
  • Минидраматизации, инсценировки

Технология «Азбука общения» (Личностно-ориентированная технология. (Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми»)

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. С 3 лет, 9 разделов («Мир познания»-времена года, животные, «Языки общения» - эмоции, «Тайна моего Я» и др.). Включает в себя сюжетные, дидактические игры, беседы, продуктивная деятельность, игры, соревования, мини-конкурсы, экскурсии.

«Развитие диалогического общения»

Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи.

Цель этой технологии: Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.

Наладить социальную связь  детей, установить эмоциональный контакт между детьми помогут разнообразные организованные игры, в которых требуется : образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков.

Игра «Разведчики», «Кто позвал» и многие другие.

Моделирование

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника (учимся по сказке Т.В.Большева)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотаблицы

Технология синквейна

Это новая технология в развитии речи дошкольников. Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников является «синквейн». Он помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Традиционный синквейн, как жанр поэзии в начале 20-ого века разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии. У синквейна много разновидностей (традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона, гирлянда синквейнов, но в педагогической деятельности особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн».

Дидактический синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

В первой строке – обозначается тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего это одно слово (существительное или местоимение, редко - небольшое словосочетание.

Вторая строка - два слова (прилагательные или причастия, которые описывают свойства и признаки данного предмета или явления.

Третья строка - три слова (глаголы, которые описывают действия, характерные для данного явления или объекта.

Четвертая строка - фраза или предложение по заданной теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Последняя пятая строка – одно слово (существительное, выражающее чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним к заданной теме. ПРИМЕР

Строгое соблюдение правил не обязательно.

Со старшей группы, ребенок должен иметь определенную подготовку (1 подготовительный этап)

II этап – основной. Дети знакомятся с алгоритмом составления синквейна, формируется первоначальное умение составлять синквейн с помощью педагога.

III этап –практический. На данном этапе формируется и совершенствуется умение самостоятельного составления дидактического синквейна.

Варианты заданий : Составить синквейн по заданной теме, составить небольшой рассказ по готовому синквейну, составьте синквейн по прослушанному рассказу; найдите ошибку/неточность в синквейне и исправьте ее; отгадайте синквейн-загадку.

 . Направление:«Популяризация чтения»

«Буккроссинг»

Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).

Обустройство книжной библиотека, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.

Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.

Посещение библиотеки района, встреча с детским писателем, квесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Современные образовательные технологии речевого развития в дошкольной ступени"

Конспект "Современные образовательные технологии речевого развития в дошкольной ступени"...

Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий Речевое развитие «Слово» (закрепление материала) с детьми подготовительной группы .

Закрепление понятий "слово", "буква", "звук", гласные, согласные(твердые, мягкие), обогащение словарного запаса с детьми подготовительной к школе группы...

консультация на тему: Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)

Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)...

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...

Консультация для педагогов "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Данная консультация знакомит педагогов с современными технологиями речевого развития дошкольников...

Доклад на педсовете. Тема "Современные технологии речевого развития дошкольников"

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...