Инновационные образовательные технологии речевого развития
консультация
«Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе воспитателя в ДО»
Подготовил воспитатель Бацева Г.Б.
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
• бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
• непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания;
• трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для активизации словаря и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий.
Что же такое инновационные образовательные технологии — это применение новых или качественное усовершенствование уже существующих приёмов и средств, для повышения эффективности образовательного процесса. Инновационные технологии способствуют:
-Усвоению максимального объема знаний
- Развитию творческой активности детей
- Применению практических навыков и умений
К Инновационным образовательным технологиям речевого развития можно отнести:
Ø Информационно-коммуникативные технологии
Ø Технологии наглядного моделирования
Ø Здоровье сберегающие технологии
Ø Игровые технологии
Ø Технологии развития критического мышления
1. Информационно-коммуникативные технологии - Обеспечивают наглядность, доступность, визуализацию акустических компонентов речи, повышают эффективность работы по развитию речи, формируют успешность детей, повышают мотивацию, сокращают время усвоения материала.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Некоторые методы и приёмы развития речи с применением ИКТ:
ü Составление описательных рассказов. Для этого на экран выводят опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или мнемосхемы служат наглядным планом для пересказа сказок, рассказов.
ü Игры для развития связной речи. Например, «Расскажи сказку» или «Узнай сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка, и воспроизвести (обыграть) небольшой фрагмент из неё.
ü Использование мультимедийных презентаций. Они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
2. Технологии наглядного моделирования - система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
Технологии наглядного моделирования при развитии речи в детском саду помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и научиться работать с ними.
Некоторые приёмы наглядного моделирования:
ü Замещение. Один объект замещается другим, реально-условным. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы-заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
ü Мнемотаблицы. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов, пересказам, заучиванию стихов.
ü Схемы и таблицы. Их используют для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Такие схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
3. Здоровье сберегающие технологии – направлены на оптимизацию процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. К ним относятся:
- Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- Пальчиковая гимнастика – выполнение упражнений пальцами и кистями рук с речевым сопровождением;
- Су-джок терапия - воздействие на определённые точки кистей и стоп с целью активизации работы различных органов и систем организма. Воздействие на биологически активные точки активизирует речевые центры головного мозга, снижает утомляемость, развивает память и внимание.
- Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
- Дыхательная гимнастика – способствует развитию и укреплению грудной клетки, закреплению навыков речевого дыхания, необходима для дальнейшей коррекции звукопроизношения.
- Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие (развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания).
4. Игровые технологии – занимают самое значительное место на всех этапах коррекционной работы. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Сюда относятся:
ü Пальчиковые игры. Это инсценировка стишков, потешек, небольших сказок при помощи пальцев. Они развивают мелкую моторику, что влияет на речь детей.
ü Настольно-печатные игры. Например, лото, домино, парные картинки. В таких играх дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
ü Игры-драматизации. Развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность и пластичность речи.
ü Лэпбуки. В них можно вложить несколько дидактических игр. Дети играют с лэпбуком самостоятельно или с небольшой группой для закрепления пройденной темы.
ü Квесты. Их цель — закрепить полученные ранее знания, научить быстро ориентироваться в ситуации, проявлять смекалку и находчивость, вести диалог друг с другом.
Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.
5. Технология развития критического мышления - дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребѐнка-дошкольника, формировать предпосылки учебной деятельности. Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством активного включения дошкольников в образовательный процесс. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
К ним относятся: Синквейн. Кластер, ТРИЗ и др.
Рассмотрим их подробнее:
ü Синквейн - один из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. Способствует обогащению словарного запаса детей, развитию фразовой речи и ассоциативного мышления.
Кластер - помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста:
× В центре доски или листа в рамке (круге) печатными буквами пишется ключевое понятие (размещается картинка)
× Вокруг ключевого слова в пустых квадратах (кругах) размещаются картинки, которые ассоциативно связаны с данным понятием
× Квадраты (круги) связываются цветными линиями - ветвями с ключевым понятием
× У каждой картинки-ассоциации могут быть свои картинки - спутники, которые могут привести к укрупнению одной или нескольких «ветвей»
× В результате проведенной операции происходит наглядное представление ключевого понятия, по которому можно составить рассказ на заданную тему, опираясь на полученную схему.
Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы».
ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: «слушай – запоминай – отвечай», позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так?.. А может быть, так?). Методы и приёмы ТРИЗ находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи:
- «Поиск аналогов». Нужно назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч — яблоко (форма), заяц (действие—прыжки), колесо (из резины) и т.д.
- «Противоположности». Нужно назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны. Например, снег — огонь (холодный — горячий); уголь — мел (белый — чёрный); металл — пух (тяжёлый — лёгкий) и т.д.
- «Подбери слова». Например, лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. Город — автомобили, дома, магазины, улицы и т. д.
При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.
Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ребенку проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на педагогическом совете 20.11.2024г.
«Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе воспитателя в ДО»
Подготовил воспитатель Бацева Г.Б.
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
• бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
• непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания;
• трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для активизации словаря и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий.
Что же такое инновационные образовательные технологии — это применение новых или качественное усовершенствование уже существующих приёмов и средств, для повышения эффективности образовательного процесса. Инновационные технологии способствуют:
-Усвоению максимального объема знаний
- Развитию творческой активности детей
- Применению практических навыков и умений
К Инновационным образовательным технологиям речевого развития можно отнести:
Ø Информационно-коммуникативные технологии
Ø Технологии наглядного моделирования
Ø Здоровье сберегающие технологии
Ø Игровые технологии
Ø Технологии развития критического мышления
1. Информационно-коммуникативные технологии - Обеспечивают наглядность, доступность, визуализацию акустических компонентов речи, повышают эффективность работы по развитию речи, формируют успешность детей, повышают мотивацию, сокращают время усвоения материала.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Некоторые методы и приёмы развития речи с применением ИКТ:
ü Составление описательных рассказов. Для этого на экран выводят опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или мнемосхемы служат наглядным планом для пересказа сказок, рассказов.
ü Игры для развития связной речи. Например, «Расскажи сказку» или «Узнай сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка, и воспроизвести (обыграть) небольшой фрагмент из неё.
ü Использование мультимедийных презентаций. Они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
2. Технологии наглядного моделирования - система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
Технологии наглядного моделирования при развитии речи в детском саду помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и научиться работать с ними.
Некоторые приёмы наглядного моделирования:
ü Замещение. Один объект замещается другим, реально-условным. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы-заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
ü Мнемотаблицы. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов, пересказам, заучиванию стихов.
ü Схемы и таблицы. Их используют для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Такие схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
3. Здоровье сберегающие технологии – направлены на оптимизацию процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. К ним относятся:
- Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- Пальчиковая гимнастика – выполнение упражнений пальцами и кистями рук с речевым сопровождением;
- Су-джок терапия - воздействие на определённые точки кистей и стоп с целью активизации работы различных органов и систем организма. Воздействие на биологически активные точки активизирует речевые центры головного мозга, снижает утомляемость, развивает память и внимание.
- Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
- Дыхательная гимнастика – способствует развитию и укреплению грудной клетки, закреплению навыков речевого дыхания, необходима для дальнейшей коррекции звукопроизношения.
- Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие (развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания).
4. Игровые технологии – занимают самое значительное место на всех этапах коррекционной работы. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Сюда относятся:
ü Пальчиковые игры. Это инсценировка стишков, потешек, небольших сказок при помощи пальцев. Они развивают мелкую моторику, что влияет на речь детей.
ü Настольно-печатные игры. Например, лото, домино, парные картинки. В таких играх дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
ü Игры-драматизации. Развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность и пластичность речи.
ü Лэпбуки. В них можно вложить несколько дидактических игр. Дети играют с лэпбуком самостоятельно или с небольшой группой для закрепления пройденной темы.
ü Квесты. Их цель — закрепить полученные ранее знания, научить быстро ориентироваться в ситуации, проявлять смекалку и находчивость, вести диалог друг с другом.
Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.
5. Технология развития критического мышления - дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребѐнка-дошкольника, формировать предпосылки учебной деятельности. Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством активного включения дошкольников в образовательный процесс. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
К ним относятся: Синквейн. Кластер, ТРИЗ и др.
Рассмотрим их подробнее:
ü Синквейн - один из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. Способствует обогащению словарного запаса детей, развитию фразовой речи и ассоциативного мышления.
Кластер - помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста:
× В центре доски или листа в рамке (круге) печатными буквами пишется ключевое понятие (размещается картинка)
× Вокруг ключевого слова в пустых квадратах (кругах) размещаются картинки, которые ассоциативно связаны с данным понятием
× Квадраты (круги) связываются цветными линиями - ветвями с ключевым понятием
× У каждой картинки-ассоциации могут быть свои картинки - спутники, которые могут привести к укрупнению одной или нескольких «ветвей»
× В результате проведенной операции происходит наглядное представление ключевого понятия, по которому можно составить рассказ на заданную тему, опираясь на полученную схему.
Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы».
ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: «слушай – запоминай – отвечай», позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так?.. А может быть, так?). Методы и приёмы ТРИЗ находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи:
- «Поиск аналогов». Нужно назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч — яблоко (форма), заяц (действие—прыжки), колесо (из резины) и т.д.
- «Противоположности». Нужно назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны. Например, снег — огонь (холодный — горячий); уголь — мел (белый — чёрный); металл — пух (тяжёлый — лёгкий) и т.д.
- «Подбери слова». Например, лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. Город — автомобили, дома, магазины, улицы и т. д.
При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.
Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ребенку проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...
Конспект "Современные образовательные технологии речевого развития в дошкольной ступени"
Конспект "Современные образовательные технологии речевого развития в дошкольной ступени"...

Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий Речевое развитие «Слово» (закрепление материала) с детьми подготовительной группы .
Закрепление понятий "слово", "буква", "звук", гласные, согласные(твердые, мягкие), обогащение словарного запаса с детьми подготовительной к школе группы...

Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...

Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Образовательные технологии речевого развития в ДОУ»
Данная консультация предназаначена для педагогов ДОУ и направлена на расширение знаний о речевых технологиях в дошкольном образовательном учрежеднии и возмодности их реализации....

Семинар-практикум для родителей «Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы»
Семинар-практикум для родителей«Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы»...
