Консультация для воспитателей: «Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»
консультация по развитию речи

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vtvidah.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Консультация для воспитателей:

«Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»

Казанова Е.Е., воспитатель

2023год

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с ним говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка и дальнейшем обучении в школе.

В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

Между тем, чтобы новые слова не остались в пассивном словаре ребенка, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ, делает речь дошкольника связной и полной.

Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, как максимум, и рассказывать стихотворение, как минимум. Образовательная область «Речевое развитие» включает:

• Предметная речевая среда;

• Звуковая культура речи;

• Обогащение словаря;

• Грамматический строй речи;

• Связная речь;

• Ознакомление с художественной литературой.

Решая задачи речевого развития детей в первую очередь необходимо создание развивающей среды в группеРазвитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Основными направлениями работы по развитию речи являются.

1. Развитие словаря. освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Речевое развитие осуществляется не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности.

Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, а также в свободной деятельности дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, о творчестве писателей. Художественная литература служит действенным способом нравственного и эстетического воспитания, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.

Художественное творчество и развитие речи

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Занятия направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности.

 Развитие речевого общения утром и вечером.

Утренний сбор, который задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

Развитие речевого общения через игровую деятельность

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речьСюжетно-ролевая игра способствует:

• закреплению навыков пользования инициативной речью,

• совершенствованию разговорной речи,

• обогащению словаря,

• формированию грамматического строя языка и т. д.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Строительно-конструктивные игры.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Развитие речи на прогулке

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная : здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Пополнение активного словаря в экспериментальной деятельности.

Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы, им будут понятна и доступна достаточно сложная терминология: аэронавты, аэростат, аэродром. Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведения опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимодействие педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают «давайте сделаем так»«давайте посмотрим, что будет если.».Речь детей постепенно становится более грамотной, сформированной, развёрнутой. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие.

Овладение речевыми нормами при выполнении трудовых действий.

В процессе труда необходимо развивать у детей внимание к речи взрослых : умение выслушивать объяснение, задание до конца и только после этого приступить к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения каких – либо действий.

В ходе обучения дети прослушивают речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого воспитатель комментирует действия детей, рассказывая о предметах, которые используются в том или ином виде деятельностиНапример: во время дежурства по столовой привлечь внимание к посуде (рассказать о ней, как ее расставлять). В рассказах употреблять названия, показать форму, окраску, рисунок, материал (из чего сделана, свойства (бьется).

Подвижные игры в речевом развитии

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

В заключении, можно сделать вывод о том, что все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

Поэтому работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь в разных видах деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...

Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

Методическая шпаргалка для воспитателя "Развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности"

Методическая шпаргалка поможет воспитателю спланировать работу по развитию мелкой  мотрики рук, для этого в ней  указно множество видов деятельности по разным образовательным областям. Испол...

Консультация для педагогов «Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с н...

Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности

Индивидуальный план профессионального образования за 2021-2022 учебный год.Тема «Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности»...

Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...