Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды и формы музыкальной деятельности»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Хрипунова Елена Серафимовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».


Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемной частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. Вот перед нами «жалуется, плачет» больная кукла, вот гордый, стремительный смелый наездник, вот высказывает обиду на повара кисонька, а вот смеются веселящие детей клоуны, предстают перед детьми персонажи музыкальных произведений, и ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко. Мимика, жесты, то, с какими эмоциями мы встречаемся – на всё это мы обращаем внимание во время слушания музыкального произведения.

Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга.

Другим естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения с людьми.

Теперь обратимся к таком виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок и попевок, мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков.

Когда мы учим ту или иную песенку, мы обязательно поём не только ротиком, язычом но и предлагаем детям петь глазками, ручками, головкой. Незатейливая песенка может превратиться в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. И в процессе инсценирования ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень, и почему.

Нередко случается так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми парные танцы. И тут нам на помощь приходят коммуникативные массовые танцы.

Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы, появляется чувство уверенности в себе, значимости в коллективе, поднимается уровень самооценки. Доступность коммуникативных танцев позволяет использовать их и на занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них родителей.

Хочется сказать пару слов и о той деятельности, которая, хотя сама по себе, музыкальной может и не быть, всё же связана с музыкой непосредственно – это театрализация и театральная игра. Театра без общения нет- это общеизвестный факт. Тогда почему бы не придти к общению через театр? От маленькой инсценированной песенки – двух строчек:

- Киска, где была?

- Молочко пила!

до красивой постановки например «Кошкин дом», в которой могут принять участие дети самого разного возраста, куда могут войти и песни, и танцы, которая учит доброжелательности, терпимости, в процессе работы над которой может возникнуть масса самых интересных проблемных ситуаций, решая которые, ребята будут учиться искусству общения друг с другом…

Ребята вырастают, идут в школу, но многие с радостью приходят в детский сад, играют с малышами на праздниках, участвуют в вечерах досуга, те, кто учится в музыкальной школе – выступают перед дошкольниками, рассказывают им о своих музыкальных инструментах. Такая получается преемственность. И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, мы работаем не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников в разных видах деятельности»

Семинар-практикумна тему  «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников в разных видах деятельности»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентност...

Доклад на педсовете. Тема "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды игровой деятельности", 27.11.2017

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуал...

Выступление на педсовете воспитателей Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды образовательной деятельности.

Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия п...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка....

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды образовательной деятельности. (Консультация для воспитателей)

Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия п...

Развитие социально – коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды деятельности.

Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развит...