НОД "Воробей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Завьялова Наталья Сергеевна

Воспитатель Завьялова Наталья

Сергеевна МКДОУ дет/сад №29

Еманжелинского муниципального района

 

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

 Чтение рассказа Евгения Чарушина «Воробей» в старшей группе

 

 

Цель: учить пересказывать произведение по отрывкам, умение слушать и отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать интерес к литературе.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание зимующих птиц;
  • формировать умение слушать рассказ, беседовать по содержанию;
  • активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику и двигательную активность.

Предварительная работа: знакомство с писателем Евгением Чарушиным, рассматривание его фотографии, чтение рассказаов «Друзья», «Как лошадка зверей катала».

Материал: картинки с изображением зимующих птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vorobey.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Завьялова Наталья

Сергеевна МКДОУ дет/сад №29

Еманжелинского муниципального района

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

 Чтение рассказа Евгения Чарушина «Воробей» в старшей группе

Цель: учить пересказывать произведение по отрывкам, умение слушать и отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать интерес к литературе.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание зимующих птиц;
  • формировать умение слушать рассказ, беседовать по содержанию;
  • активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику и двигательную активность.

Предварительная работа: знакомство с писателем Евгением Чарушиным, рассматривание его фотографии, чтение рассказаов «Друзья», «Как лошадка зверей катала».

Материал: картинки с изображением зимующих птиц.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте назовём какое сейчас время года.

 А теперь вспомним каких птиц мы встречаем на участке во время прогулки. Для этого поиграем в игру «Цепочка». Слушаем друг друга внимательно и запоминаем, чтобы не разорвать цепочку. А подсказкой вам могут быть картинки на доске. (Первый ребёнок называет, например, воробей, второй – воробей, голубь, третий – воробей, голубь, синица и т.д.)

Как одним словом назвать всех этих птиц? Правильно, «зимующие».

Пальчиковая игра «Воробей»

Ты, малыш-воробей,             скрестить большие пальцы и изобразить крылья

На морозе не робей

По кормушке клювом бей        подушечкой указательного пальца правой руки

                                                      стучать   по левой ладошке

Наедайся поскорей                     поменять руки

Воспитатель: сегодня мы прочитаем рассказ Евгения Чарушина «Воробей».

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий! А папа говорит: 
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал: 
— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить. 
«— Ты крыльями вот так маши», — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

«— Плохо ты ещё летаешь», — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел. 
И через дерево перелетел. 
И через дом перелетел. 
И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Воспитатель:

 Я вам прочитала небольшой рассказ. Кто мне скажет о чём он?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как ещё можно назвать этот рассказ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Каким воробей был в рассказе – опишите его?

(Ответы детей)

Воспитатель: В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте как мягко и нежно звучит «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

Как воробушек попал к Никите?

(Ответы детей)

Воспитатель: Зачем мальчик забрал птицу домой?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?

(Ответы детей)

Воспитатель: Для чего Никита стал учить воробья летать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воробышку хорошо жилось в доме у мальчика. Может надо было его оставить, не отпускать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните, как расстались воробей и Никита?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что чувствовал Никита при расставании?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами попробуем пересказать этот рассказ. Он большой, поэтому мы его разделим на части. Первую часть назовём: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовём: «Как воробей жил у мальчика». Третью часть назовём: «Расставание друзей».

Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.

Пересказ рассказа детьми.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?

(Ответы детей)

Воспитатель: Назовите главных героев рассказа?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чему нас учит этот рассказ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.