Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну красивой речи»

Составлен воспитателем:

Русакова М.А.

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии, «Чудесный мешочек» «Волшебной музыки».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами  отправимся в путешествие в сказочный город  красивой речи. Когда мы попадем в этот сказочный город:  мы с вами немного изменимся. Вы хотите узнать, как? Тогда отправляемся в путь. Так как этот город  не совсем обычный, то и в путешествие мы отправимся необычным способом: мы отправимся при помощи нашей фантазии.

-А что же такое фантазия? (фантазия- это наши с вами мечты, когда мы что-то выдумываем ,о чем –то мечтаем, когда чего-то  нет на самом деле).

- Прежде, чем мы с вами отправимся в это прекрасное путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Четко, громко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не кричи,

    Только руку подними.

-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Воспитатель включает сказочную музыку)

-Закрывайте все свои  глазки. Представьте себе, что мы с вами летим на воздушном шаре насквозь  облаков. Сверху  мы видим дома, леса, поля, заводы, которые его окружают чувствуем запах свежего воздуха после дождя, слышим журчание реки.

2. Основная часть.

-Вот мы и добрались. Посмотрите, ребята, что же это? Ворота – а что на воротах – замок. Давайте же скорее  его откроем. А поможет нам их открыть пальчиковая гимнастика «Замок»

 Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  (на этом слове дети постукивают основаниями ладоней друг об друга, не расцепляя пальцы)

Покрутили,  (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули  (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы,  не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок открыли, молодцы!

- Ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и леса, и поля, и речки, и дорожки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш замечательный город!

-Нам нужно помочь жителям этого города. Поможем? (Да)

- Тогда скорее  отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… (Солнце)

-Ребята посмотрите  почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а - лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их с вами все вместе!

-А чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, написанные на лучиках и когда дети выполняют  задания, он прикрепляет лучики к солнышку .

1  задание.    

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» (Воспитатель кидает мяч ребенку ,называет слово, а ребенок называет его ласково).

Примерные слова. Обезьяна, медведь,лиса, заяц, кабан, бегемот, белка.

2  задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок прохлопывает слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )

Гру – ша,  сли – ва,  ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син,  ман – да – рин, яб – ло – ко.  

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду)

 Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3  задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит  фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

«Что лишнее? »

- самолет, истребитель, вертолет, дерево.

- катер, апельсин, лодка, теплоход.

- мотоцикл, , кузнечик, машина.

- самокат, квадроцикл, мопед, велосипед, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потянуться вверх)

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Потянуться до ступней)

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит фонариком, свет падает на речку)

-Ребята, скажите что делает река?

-Дети. (Река течёт, шипит, журчит, шумит, бежит, бурлит, плещется, волнуется, и т.д.)

-Какие вы ребята  у меня молодцы. Очень много слов назвали. А теперь давайте поиграем  с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через время собирает камешки.) 

Отдадим  камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

-Как скажет речка волшебное слово – засыпают раки, позабыв о драке.

-Как вы думаете, дети, а кто еще может жить в реке?

-Дети. (В реке могут жить рыбы.)

4  задание

Ой, дети, дети, у жителей волшебного города случилась беда –  заколдовали рыбок в речке. Без вашей помощи им не справиться. Чтобы рыбки смогли  попасть  в реку, их нужно назвать.

-Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их вместе или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

-А какие рыбки у нас остались?

-Дети. (скат, Дельфин, рыба – молот.)

- Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Какие вы молодцы, ребята! Вы очень помогли рыбкам. Рыбы не умеют говорить, но очень любят улыбаться, и улыбки у них все разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

-Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

-Если это рыба – у неё … (улыба),

-Если это рыбина – у неё… (улыбина),

-Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки живут в нашей волшебной речке.

5  задание.

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (Воспитатель светит  фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

«Назови признаки»

- В стране красивой речи живут самые интересные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…(Деревянная)

-Сумка из кожи…(Кожаная)

- Если ручка сделана из пластмассы, то она…(Пластмассовая)

-мальчик с широкими плечами-…(Широкоплечий)

-Дом из кирпича…(Кирпичный)

-Блюдце из фарфора…(Фарфоровое)

6  задание

Волшебный огонек, помоги нам дорогу укажи. (Воспитатель светит на плакат с изображением деревьев)

Воспитатель:  На что упал наш лучик?

Дети: На дерево

Воспитатель: А на дереве, посмотрите что есть? Есть листочки?

Дети: Нет, листьев нет.

Воспитатель: Ребята, подарим  нашему дереву зелёные  листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Потолок  –  пол      

День   –  ночь

  Узкая    –  широкая (юбка)   

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Высокий  –  низкий (человек)       

Зима  –  лето

Сильный  –  слабый (спортсмен)   

Длинное  –  короткое (платье)   

Смеется   –  плачет (ребенок)

Взлетает  –  садится (самолет)

Веселая  –  грустная (девочка)

Лежит     –  сидит (человек)

Закрыть   –  открыть (книгу)

Надевает  –  снимает (свитер)

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э,Я.Ё.Ю,Е

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?(Зубки, губки, язычок).

-Назовите их Б, В, Г, Д, Ж, З и т.д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, очень  внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?