Конспект организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и РТВ на тему «По сказочным дорожкам» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Блинова Лариса Анатольевна

Задачи:

Образовательные:

1. Упражнять  детей в умении узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово-произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Развивать  мыслительную деятельность на основе приёмов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_vygotskiy.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик»

Конспект организованной образовательной деятельности

с элементами ТРИЗ и РТВ

на тему «По сказочным дорожкам» ( средняя группа)

                                                                                                Разработала: воспитатель

Блинова Лариса  Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи: 

Образовательные:

1. Упражнять  детей в умении узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово-произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Развивать  мыслительную деятельность на основе приёмов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Материал и оборудование: «Волшебный сундучок», в нем: «Колобок», рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик (ребёнок  в костюме зайца), модули, диск с презентацией героев сказок и солнышка; в музыкальном зале создана обстановка приближенная к сказке: украшенные деревья и кусты, висят облака, на заднем плане стоят сказочные домики.

Предварительная работа:

чтение и просмотр сказок, театрализованная деятельность, подвижные игры,

решение проблемных ситуаций,

речевые игры ,

рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше),

работа с мнемотаблицами

Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные

Технологии: совместной деятельности, здоровье-сберегающие, ТРИЗ, ИКТ, проблемные

ХОД образовательной деятельности:

I этап. Организационный

Воспитатель:  Дети под музыку входят в зал и встают на коврике кружочком.  Воспитатель приветствует детей. Ребятки я с вами поздоровалась, а теперь предлагаю вам всем поприветствовать друг друга.

1.Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

 Здравствуй,  солнце золотое!

Здравствуй,  небо голубое!

Здравствуй,  вольный ветерок!

Здравствуй,  в садике  дружок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

II этап. Мотивационный

Воспитатель: обращает внимание детей на конверт, который спускается с облачка. Вместе с детьми открывают конверт и находят маленькие солнышки. Читает письмо от солнца детям: «Солнышко   послало нам своих маленьких друзей, и их получит тот, кто правильно ответит на вопрос. Нужно сохранить маленькое солнышко до окончания нашего путешествия по сказкам. У кого будет больше солнышек, тот самый главный путешественник по сказкам». Ребята, а вы сказки-то знаете? А путешествовать любите? Хотите отправиться в  путешествие по сказкам? Вот я сейчас и увижу, кто много сказок знает!

(метод «Мозговой штурм»). 

1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)

2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)

3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)

4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)

5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)

6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)

7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)

8. Кто съел Колобка? (лиса)

9. Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)

10. Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (Гуси – Лебеди)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        11. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)

12. Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)

13. В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)

14.Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)

Воспитатель: задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя и получают за правильные ответы солнышки. Молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Воспитатель: На чём же можно отправится в путь по сказкам? Как в сказках герои перемещаются? (Ответы детей) А мы с вами полетим на ковре-самолёте. Садитесь на коврик, закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим(дети садятся на ковер и закрывают глаза)(Звучит шум ветра в аудиозаписи) А теперь открывайте глаза.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко.

(на экране появляется слайд с картинкой солнышко)

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с солнышком)

-Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Я буду читать вам отрывок, а вы отгадывать какая это сказка. Солнышко после ваших ответов будет показывать  картинку, так мы узнаем, в какую же сказку оно нас привело?  

«Из какой сказки отрывок?»

1. Жили - были дед и баба, и была у них (Курочка -Ряба)

2. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)

3. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле, и положила на окошечко постудить. (Колобок)

4. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Петушок и бобовое зёрнышко)

5. - Я, мышка-норушка!

-Я, лягушка-квакушка!

-А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. -

- Иди к нам жить! (Теремок)

6.  Эта простая ложка — Котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая —    

      точеная, ручка золоченая (Жихарка)

7. По щучьему веленью, По моему хотенью —

   ступайте, ведра, сами домой (Емеля)

8. - Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

    - Не пей, братец, козлёночком станешь! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Воспитатель: (за правильные ответы дети получают солнышки). Ребята, солнышко, я вижу, подмигивает,  что - то сказать желает?

-Пойду я послушаю (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком)

Воспитатель: Оно говорит, что прислало нам волшебный сундучок. Где же он? Ребята, вы где-нибудь видите сундучок? Молодцы, ребята, такие внимательные, любознательные, всё видите. Смотрите, какой красивый сундучок, что же там лежит? (воспитатель побуждает детей заглянуть в сундучок). Здесь лежат разные предметы и мы сейчас с вами определим, откуда же они к нам пришли (достает Колобка) ( Ответы детей)

Воспитатель: Это кто? (Колобок)

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель: А теперь посмотрите, в какую же сказку привело нас солнышко?

(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Рукавичка»)

Воспитатель: Дети, а в корзинке тоже есть рукавичка.

(Воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).

- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.

(метод эмпатии)

Воспитатель:

- Кто вы сейчас? Как двигается лисичка?;

Как  передвигается волк?

(Дети имитируют героев сказок  по желанию.) Вместе с воспитателем определяют  кого именно изображает ребёнок.

Воспитатель: Мы превращаемся в ребяток и продолжаем путешествие.

Воспитатель: А сейчас мы с солнышком, в какую сказку попали?

(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

- У мамы Козы было двое козлят? (нет семеро)

- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).

-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).

-Посмотрите, что это лежит в корзинке? (молоко) А причем тут молоко?

- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).

Ответы детей: (хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних).

Воспитатель: Смотрите, а солнышко зовет нас дальше. В какую сказку мы попали?

(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Заюшкина избушка»)

- Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?

(его лиса выгнала из дома).

- Смотрите, а зайка-то настоящий и он плачет (ребенок из старшей группы одет в костюм зайца)

- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, давайте построим ему новый домик.

- Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д. )

(метод проб и ошибок)

-А из чего мы с вами можем построить домик зайке? (ответы детей) Да, у нас в группе есть модульные кубики. И мы можем из них построить домик для зайчика

-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили.

 Давайте спросим зайку, хочет он жить в нашем домике. (Зайчик радостный, благодарит детей и убегает в сказку.)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Солнышко что-то хочет мне сказать: «Мне с вами было очень весело и интересно. Очень хочется узнать, кто больше всех из ребят получил сегодня мини-солнышек, моих друзей?» ( Воспитатель и дети подсчитывают количество солнышек у каждого).

Все ребята молодцы, хорошо знают сказки, правильно называют героев. Солнышко очень радо, что ребята такие активные, внимательные, добрые, отзывчивые, любознательные, умные. И ему очень понравилось с нами играть. Подошло время прощаться с солнышком. Давайте скажем ему спасибо и пообещаем ещё с ним поиграть.

Воспитатель: А нам пора возвращаться домой. Садитесь на ковер, Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим на ковре-самолёте. (Звучит шум ветра в аудиозаписи)

Открывайте глаза, где мы?

Давайте вспомним, где мы с вами побывали?

 А что делали?

Что вам понравилось больше всего?

 А что не понравилось? (ответы детей).

 А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).

Мне очень понравилось наше путешествие в сказки.

И я думаю, что мы скоро вновь отправимся  по дорогам сказок (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию на тему: «Учимся дружить» в средней группе

Цель: прививать интерес к физическому развитию.Задачи организованной образовательной деятельности:Образовательные:- Совершенствовать навыки основных видов движений: умение ползать на животе по скамье,...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) в средней группе. Тема: Самолет.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) в средней группе.Тема: Самолет.Цель: формирование умений работать в технике о...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(Х-Э-Р) в средней группе на тему "Расцвели красивые цветы"

Конспект ООД (Х-Э-Р) (Рисование) в средней группе .Тема ;"Расцвели красивые цветы".Цель: учить детей рисовать красивые цветы, испльзуя разнообразные формообразующие движения, работая всей ки...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ) В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ИГР»

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми, доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх.Задачи:Приобщать детей к народному творчеству, русской культу...