Пальчиковые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)

Долганова Наталья Александровна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik.gimnastika.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж пальцев рук   и пальчиковая  гимнастика, как эффективные приемы при коррекции речи детей.

   Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, и  тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

   Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». 

  Как правило, если движение пальцев у ребенка развиты в соответствии с возрастом, то и его речевое развитие  в пределах возрастной нормы. 

   У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их неточны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу.

      Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста.  И самое первое, с чего необходимо начать развитие ребенка и самое простое – это массаж пальчиков, который можно делать ребенку с самого рождения,  а затем переходить к массажу, который будет ребенок делать себе сам -  самомассаж.

  В нашем дошкольном учреждении в  системе занятий  по коррекции речевого развития детей с ТНР самомассаж пальцев рук и пальчиковая гимнастика занимают особое место. Это доступные и эффективные приемы, которые можно проводить с группой детей, используя при этом разнообразное оборудование, получая отличные результаты.

  С помощью  игр и упражнений, направленных на формирование тонких движений пальцев рук,  можно:

- развивать умение слушать и понимать содержание стихов,

- улучшить усидчивость, самоконтроль, совершенствовать внимание и память

- улавливать ритм речи, а ритмизация очень важна для развития речи,

- развивать фантазию, творческие способности, - подготовить руку к письму,

- научиться контролировать свое тело,  развивать навыки использования обеих рук,

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время
  3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 
  4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 
  5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). 
  6. Упражнения выполняются непродолжительно, не затягивать, чтобы ребенок не устал.
  7.  Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.
  8. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей.

Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Обычно пальчиковая гимнастика или  соответствует лексической теме.  Если в процесс активно вовлекается воспитатель, то в этой группе у детей гораздо лучше развита речь. Гимнастику рекомендуется  проводить в течении 2- 3- х минут в начале занятия, либо в середине,  как  физкультминутку. 

Рассмотрим виды гимнастики и массажа пальцев рук.

В начале коррекционного пути на первом этапе используем простые упражнения, чтобы ребенок почувствовал свое тело, а так же самомассаж

 - самомассаж подушечек пальцев рук
-  массаж «прижимающий»
-  упражнение «Щелчки»

-  потягивание пальцев из стороны в сторону
-  самомассаж пальцев с использованием предметов
- упражнение со стопором
-  упражнение с эспандером

 Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:

  • Массажных мячиков
  • Шариков  и колечек су-джок
  • Массажных ковриков
  • Шестигранных карандашей
  •  Бельевых прищепок
  • Ватных палочек, помпонов
  • Щёток массажных
  • Губок
  • Бигуди
  • Сосновых шишек, желудей, каштанов, грецких орехов

На втором этапе, после того, как ребенок привык  к разного рода ощущениям, научился делать простые упражнения пальчиками, можно предложить  упражнения для улучшения скоординированности, переключаемости движений.

Упражнение «Ладонь-кулак»  - руки одновременно сжимаются в кулак и затем расжимаются
«Руки, как глазки, закрылись – открылись, Словно из сказки они появились»
Упражнение «Пианист» - пальцы опускаются на стол по прядку от мизинца к большому на каждый слог стиха.
Упражнение «Колечки»  - большой и указательный палец сомкнуть в колечко и надевать по очереди на все пальцы левой руки. Затем поменять руки.
Упражнение «Комканье платка» - используя пальцы только одной руки.
Упражнение «Пальчики кивают» - одноименные пальцы «кивают»
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнение с пробками – используем пластиковые крышки, надеваем на указательные и средние пальцы. Идем пальцами, как ножками, не отрывая от стола.

На третьем этапе даем упражнения для формирования скорости движения, точности переключения с одного движения на другое. Учим составлять из пальцев композицию. Делаем «ушки зайчика», «рожки улитки», «гнездо», «фонарики» и т.д. Действие с предметами усложняется. Катаем шарики, помпоны.

 «Цепочки» - потягивание сцепленных пальцев  в противоположные стороны

Упражнение «Кулак – ладонь» 

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Упражнение «Пальчики здороваются» 

Упражнение «Соединение одноименных пальцев» 

Упражнение «Пальцеход»

Упражнение «Колодец» 

Упражнение со счетными палочками – брать одноименными пальцами от указательного к мизинцу и перекладывать . На каждую  строчку – по одной палочке.

  Активные упражнения для пальцев часто носят подражательный характер: дети имитируют форму различных предметов и животных, повторяют их движения. Следует для наглядности образа показывать картинки с используемыми для игры объектами, тогда дошкольнику будет легче проводить ассоциации между своими пальцами и демонстрируемыми предметами или животными. Есть много разных книжек с пальчиковой гимнастикой с картинками, интересными для ребенка. Можно использовать их.

  На 4 –ом этапе ребенок учится одновременно совершать движения и проговаривать описание своих действий.

Упражнения для развития мелкой моторики: движения с проговариванием описания действий.

  • Упражнение «Китайские шары» 

Пару каучуковых мячиков берем в одну руку и без помощи второй стараемся обвести один мячик вокруг другого. После двустишия – смена рук.

«Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка»

  • Упражнение с бусами. 

Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину той же рукой, которой держит. Работают большой, указательный и средний пальцы, а безымянный придерживает бусы.

  • Упражнение «Бусина» 

Ребенок берет нитку за края и одновременно обеими руками,  перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинаются расходиться в противоположные стороны.

  • Упражнение «Горошки»

Насыпаем горох на блюдце (16 горошин). Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как  при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог. После двустишия – смена рук.

Пальчиковая гимнастика для малышей будет иметь максимальный эффект, если она носит регулярный характер не только в детском саду, но и дома. Причем эти минутки тесного общения с мамой или папой не должны быть принудительными, тогда они войдут в привычку, а ребенок получит огромное удовольствие от них.
Пальчиковые игры помогут не только развить речь ребенка, положительно влияют на общее развитие ребенка, повышают его интеллект, делают его более творческим и эмоциональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...