Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Данилова Екатерина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilovaei_konspekt_osen.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

на тему «Осень»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Осень».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представления детей об осени и ее приметах;
  • активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья»;
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать длительный выдох;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • развивать связную речь;
  • развивать память и мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели: 

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Старичок-лесовичок (игрушка), магнитная доска, предметные картинки с изображением деревьев осенью (клен, рябина, дуб, сосна, ель), корзинка, предметные картинки с изображением листьев этих же деревьев, зашумленные изображение листьев на каждого ребенка, цветные карандаши, музыка для игры «Солнышко и дождик»,  контейнер с перышками, предметные картинки для слогового анализа (грибы, шишки).

Предварительная работа. Наблюдение за деревьями на прогулке, сбор осенних листьев на участке детского сада.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель. Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.              

Дети. Это осень.

Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

Осень наступает после лета. Листья на деревьях окрашиваются в красные, оранжевые и желтые цвета. Лес становится очень красивым! Золотой осенью называется это время. До зимы еще далеко, но деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

А теперь давайте представим, что мы с вами оказались в осеннем лесу. И встречает нас старичок-лесовичок. Он хочет с нами поиграть.

  1. Основная часть

Дидактическая игра «Подбери листок к дереву»

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения клена, рябины, дуба, сосны, ели.

Лесовичок. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети по очереди выходят к магнитной доске, показывают и называют деревья.

Лесовичок держит корзинку, в которой лежат картинки с изображением листьев деревьев.

Лесовичок. Я очень люблю гулять по осеннему лесу и любоваться им. Вот какие разные листочки я собрал во время прогулки. Ребята, сможете угадать, каким деревьям они принадлежат?

Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.

Воспитатель. Ребята, вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый листок, закрепить листок рядом с этим деревом и назвать, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Это рябиновый листок.

3-й ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки упали с елки. Это еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки упали с сосны. Это сосновые иголки.

Лесовичок. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

1 -й ребенок. Это оранжевый кленовый листок.

2-й ребенок. Это красный рябиновый листок.

3-й ребенок. Это желтый дубовый листок.

4-й ребенок. Это зеленые сосновые иголки.

Лесовичок. Молодцы. Вы очень хорошо справились с моим заданием. До новых встреч!

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем).

Игра «Найди и обведи»

Воспитатель раздает детям зашумленные изображения листьев и цветные карандаши.

Воспитатель. Что вы видите на картинке?

Дети. Листочки.

Воспитатель. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять.

Послушайте и угадайте загадку. Тогда вы поймете, о каком дереве идет речь.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый.

Значит, закаленный.

О каком дереве идет речь?

Дети. О дубе.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Воспитатель. Найдите на картинке дубовый листок и обведите его пальчиком.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. А теперь возьмите зеленый карандаш и обведите листок.

Дети выполняют задание. Воспитатель следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Воспитатель. Какой листок у вас получился?

Дети. Зеленый дубовый листок.

Воспитатель. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Воспитатель. Каким он может быть осенью?

Дети. Красным.

Воспитатель. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Воспитатель убирает задания и карандаши.

Динамическая пауза

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и танцевать под музыку. Когда они услышать шум дождя, нужно спрятаться под зонт (присесть).

Дыхательное упражнение «Перышко»

Дети и воспитатель остаются стоять на ковре. Воспитатель достает контейнер с белыми перышками.

Воспитатель. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов «перелетные птицы».

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Воспитатель. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляли, пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3—4 раза.

Звуковой анализ

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столом.

Воспитатель. С какого звука начинается слово «Осень»?

Дети. Со звука [о].

Воспитатель. Подумайте и вспомните, как называется этот звук.

Дети. Это гласный звук.

Воспитатель. Что вы знаете о гласных звуках?

Дети. Эти звуки можно петь. Мы обозначаем их красными кружками.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель. Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Воспитатель. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Воспитатель. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

Воспитатель. Вы были очень внимательными. Я горжусь вами!

Слоговый анализ

Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки.

Воспитатель. Что вы видите на картинках?

Дети. Грибы, шишки.

Воспитатель. Давайте разделим эти слова на части.

Дети. Гри-бы, шиш-ки.

Воспитатель. По сколько частей в каждом из этих слов?

Дети. По две части.

Воспитатель. Отлично. Вы выполнили все мои задания и порадовали меня.

Если дети испытывают затруднения при определении количества слогов, воспитатель напоминает им, что нужно положить руку под нижнюю челюсть и посчитать, сколько раз она опустится вниз при произнесении слова, столько и слогов в слове.

3. Заключительная часть

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались трудными, а какие простыми. Воспитатель хвалит детей за старания и успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия по развитию речи ( логопедия, средняя группа) по теме "Осень золотая"

Тема занятия «Осень золотачя» Это занятие комплексное  сочетает в себе  образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию,  художественную литературу, физическую культ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень»

Данное занятие по развитию речи в средней группе включает несколько задач: Закрепить знание признаков осени Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями Формировать у учащихся ср...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень к нам в окошко постучала»

Задачи:Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»,Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением,Упражнять в образовании признака от предме...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему “Осень”

middot;        Закрепить знание признаков осени·        Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями&mi...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице....