Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи

Федотко Алёна Сергеевна

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet._artikulyatsionnaya_gimnastika.docx483.4 КБ

Предварительный просмотр:

Цель        артикуляционной гимнастики - это тренировка        и        выработка точных движений органов артикуляционного аппара- та, которые необходимы для правильного произношения.

Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Заниматься с ребенком артикуляционной гим- настикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют про- водить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
  2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
  3. Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.
  4. Проводить занятия с ребенком в игровой фор- ме.
  5. Начинать занятия с легких упражнений и пе- реходить к более сложным.
  6. Не добавляйте более одного нового упражне- ния при занятии с ребенком, необходимо по- стоянно закреплять изученный материал.
  7. При выполнении упражнений артикуляцион- ной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Луч- ше в положении сидя, ребенок должен вас хо- рошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
  8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение и вы могли бы вместе контро- лировать выполнение упражнения.
  9. Начинать занятия артикуляционной гимнасти- ки лучше с упражнений для губ.
  10. Следите за правильностью выполнения упраж- нения ребенком.

Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрич- но – слева и справа, для верхней и нижней гу- бы.


Артикуляционную        гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут предложенными упражнениями.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком!


Артикуляционная гимнастика

для малышей

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкну- тых губ вперѐд.

Улыбайся народ, Потом губы – вперѐд! И так делаем раз шесть.

Всѐ! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофѐр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи И лопатку подержи.

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыб- ку. Кончиком узкого языка поперемен- но тянуться под счѐт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»

«Качели»

Рот открыт. Напряжѐнным язы- ком тянуться к носу и подбород- ку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полѐт И никто не отстаѐт.


«Змейка»

Рот открыт. Узкий напряжѐн- ный язык выдвинут вперѐд.

Осторожно народ:

Змея в пещере живѐт. Кто еѐ не хвалит,

Того она ужалит.

«Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – ши- рокий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из сто- роны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не

«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать еѐ паль- цем).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придѐтся Будто нету других дел.

«Пароход»

Прикусить кончик языка и

длительно произносить звук «Ы» (как гудит па- роход).

Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы


«Горка»

Рот открыть. Кончик языка упе- реть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточ- кой, ведѐм от верхних зубов до мяг-

кого нѐба.

Язычок наш – кисточка, нѐбо – потолок.

Белит нѐбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

Присосать язык к нѐбу, щѐлк- нуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!

«Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нѐбу.

На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к

нѐбу. Не отрывая язык от нѐба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок Делает вот так – молчок! Челюсть нижняя вниз Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем! Рот закрываем, открываем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...