Открытое занятие в средней группе «Калейдоскоп русских народных сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Новикова Анна Владимировна

Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой моторики, целостного восприятия. 
         Задачи: закрепить и уточнить знания детей о ранее прочитанных сказках; формировать умение узнавать сказки; развить интерес к русскому народному творчеству, мышление, речь, совершенствовать словарный запас и звукопроизношение; сенсорное восприятие; показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.

Программное содержание:

Обучающие задачи: учить детей концентрировать внимание, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по заданию;

Развивающие задачи: вспомнить порядок появление героев в сказке; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; развивать воображение, фантазию, мышление.

  Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; любовь к родному языку через обыгрывание русских народных сказок; дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Оздоровительные задачи: снятия мышечного и нервного напряжения (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней группе

«Калейдоскоп русских народных сказок»

Составила воспитатель: Новикова А.В.

Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой моторики, целостного восприятия. 
         Задачи: закрепить и уточнить знания детей о ранее прочитанных сказках; формировать умение узнавать сказки; развить интерес к русскому народному творчеству, мышление, речь, совершенствовать словарный запас и звукопроизношение; сенсорное восприятие; показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.

Программное содержание:

Обучающие задачи: учить детей концентрировать внимание, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по заданию;

Развивающие задачи: вспомнить порядок появление героев в сказке; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; развивать воображение, фантазию, мышление.

  Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; любовь к родному языку через обыгрывание русских народных сказок; дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Оздоровительные задачи: снятия мышечного и нервного напряжения (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

 Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью разных видов театра.

4. Разгадывание тематических загадок.

5. Практическая деятельность: настольная игра «Сложи сказку», словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам, выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, пазлы по сказкам.

Демонстрационный материал:

1. Волшебный клубочек.

2. Волшебный сундучок.

3. Чудо – дерево.

4. 2 фланелеграфа.

5. виды театров: плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на фланеграфе.

6. Маски – шапочки для детей.

7. Мягкая игрушка «колобок».

8. Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», « Репка», « Маша и медведь».

9. Музыкальное сопровождение к сказке «Колобок».

Орг. момент.

Воспитатель: - Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

Здравствуйте, гости. Здравствуйте!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: - Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам. А какие сказки называют народными? Ответ детей. Правильно, эти сказки сочинил русский народ.

Основная часть.

Воспитатель:

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

- Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Открывается дверь, появляется волшебный клубок.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: - Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.

(Педагог бросает волшебный клубок, клубок катится к фланелеграфу, на котором размещены герои сказки «Колобок»)

Воспитатель: - Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте загадку.

Загадка:

В сказочке живет

Он не ёжик и не кот,

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

Педагог показывает детям героя сказки, колобка

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу,

Разомнусь немножко».

Воспитатель: - Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку и выкладывают на панно героев сказки).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием,   вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

 

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

 

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

 

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

 

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

 

6. Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши.)

(Педагог бросает волшебный клубок, клубок катится к столу, на котором оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь»)

Игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)

Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Отгадайте загадку и узнаете название сказки.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, мне помогайте: «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра). Молодцы!

Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Воспитатель: - Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки и отгадайте название. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.)

Воспитатель:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

- Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат

Физ.минутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и

Влево

И вразвалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.

(Педагог бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

Воспитатель:                              

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель: - Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! А чтобы узнать, что на нем выросло, нужно отгадать загадки.

(Отгадывают загадки и заселяют теремок, расположенный на фланелеграфе)

 Загадки:

1. Живёт в норке,

Грызёт корки,

Маленькие ножки,

Боится кошки. (Мышка)

         - Как вы думаете, в каком мешочке спряталась мышка?

Дети: - В сером мешочке.

- А почему?

Дети: - Мышка серого цвета.

2. Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка,

Кто это? (Лягушка).

 - Какой мне мешочек нужно взять?

Дети: - Зеленый мешочек.

3. Маленький, беленький,

по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык. (Заяц)

- В каком мешочке зайчик?

 Дети: - В белом.

- Ребята, а почему зайчик в белом мешочке?

Дети: - Зайчик зимой белого цвета.

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк)

 

5. Рыжая плутовка,

Хитрая, да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

- А лисичка в каком мешочке?

Дети: - Лисичка в оранжевом мешочке.

 

6. Зимой спит,

Летом улья ворошит. (Медведь)

 

Воспитатель: - Каждый зверь хорош по-своему. Ребята, а в какой сказке живут эти звери?

Дети. «Теремок».

- Что произошло в конце этой сказки?

Игра «Собери сказку»

Воспитатель: - Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (подходят, смотрят)

Дети: - Волшебный сундучок. (Открывают)

Воспитатель: - Это не простой сундук, а сказочный. Давайте посмотрим что там? Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки) А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. Кто  Арина? (Лисичка) А как ходит лисичка? А Кирилл кто? (Медведь) Как медведь рычит? (интонационно изобразить животное).

Заключительная часть.

Воспитатель: - Ну вот, наше путешествие заканчивается. Вы, ребята, молодцы, и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (Воспитатель достает из сундучка подарки, раздает).

 Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?

- А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

- В какой сказке вам понравилось больше всего, и вы хотите еще раз в нее поиграть?

- А где же наш клубочек? Он нас заждался, сейчас он покажет нам дорогу обратно. А вам большое спасибо за наше путешествие.

Дети: - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»

Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей ...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»Исмаилова Наталья Анатольевнавоспитатель, Государственное бюджетноедошкольное образовательное уч...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок

Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок...