НОД коммуникация развитие речи Тема «Путешествие в страну Развитие речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гардт Регина Александровна

Тема: Путешествие в страну Развитие речи.

Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.

Цель: создание условия обогащение и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
  • учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием разглаживания пластилина по контуру.

Развивающие задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rmo_1.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга

Кулундинского района Алтайского края»,

ул. Целинная 77

В рамках РМО

«Повышение качества образовательной деятельности в детском саду путем обобщения и распространения передового педагогического опыта воспитателей»

НОД коммуникация развитие речи

Тема «Путешествие в страну Развитие речи»

Подготовил

Воспитатель 1 квалификационной категории

Гардт Р.А

2023

 

Тема: Путешествие в страну Развитие речи.

Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.

Цель: создание условия обогащение и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
  • учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием разглаживания пластилина по контуру.

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую связную речь, образное представление;
  • расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
  • развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Воспитательные:

  • воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;
  • воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное;
  • художественное творчество — лепка;
  • физическое развитие.

Словарная работа: 

фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Развитие речи»

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • просмотр мультипликационных фильмов;
  • отгадывание загадок;
  • выполнение физкультурных разминок.

Методические приемы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шар, письмо;
  • «Лучи солнышка» с заданиями;
  • мелодия «волшебной музыки»;
  • магнитная доска с картинками;
  • пластилин; колокольчик.

Ход занятия

Содержание

Деятельность воспитателя

Деятельность Воспитанников

ОРГ.

Момент

вопрос

Слушание музыки

Сюрпризный момент

вопрос

II Основная часть

Загадка

Иллюстрация

Вопрос

Беседа

Вопрос

беседа

Показ картинок вопрос

Беседа

Работа с солнышком

Указание

Беседа

Вопрос

Работа с солнышком

Работа с картинками

Вопрос

Ответ

Работа с солнышком

Загадка

Вопрос

Ответ

Работа с картинками

Составление рассказа по картинке

Работа с картинками

беседа

 работа с картинками

 счет слогов

беседа

Физкультминутка

Работа с пластилином

Вопрос

Беседа

Пальчиковая гимнастика

Беседа

Вопрос

Вопрос

Беседа

Сюрпризный момент

Здравствуйте, дети!

Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Развитии речи. А отправимся мы с помощью фантазии.

— А что такое фантазия? (ответы детей)

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.

Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Включается сказочная музыка)

Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Развития речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Развития речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.

Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это 

(на доске висит солнышко без лучиков)

— А какое солнышко, посмотрите? 
— На что похоже солнышко? 

— Ребята, а какое у него настроение? 
— Как вы думаете, почему оно грустное? 

— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.

А как мы можем ему помочь?

— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание «Назови ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково

— бык

     жук

    обезьяна
    бегемот

     собака

     кабан

     барсук

Прикрепляем первый лучик к солнышку.

2 задание Игра «Скажи наоборот»

— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь …

Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …

Скажу я слово «уронил» —
Скажу я слово «потерял» —
Что скажешь ты на слово «ложь» —

… И вдруг скажу я слово «друг» —

Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты …
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все

— Прикрепляем лучик.

3 задание «Назови признаки»

В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

  • матрешка из дерева, значит она;
  • дом из кирпича
  • ваза из стекла
  • ложка из железа
  • самолётик из бумаги
  • сумка из кожи

Прикрепляем лучик.

4 задание

А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу!

Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали?

5 задание

Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку.

6 задание

«Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.

7 Задание

«Сколько слогов в слове?»

— Ребята, что вы видите на картинке? (ответы детей)

(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)

Физкультминутка

В стране Развития речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.

Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко

И пройдемся по дорожке
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!

Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Развития речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике «пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:

Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

— Дети выполняют задание.

Молодцы ребята!

Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко?

А сейчас мы отправляемся в обратный путь.

 Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

III Заключительная часть

Итог:

  1. Что вам больше всего понравилось?
  2. Что было особенно трудно?
  3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
очень все старались,
А теперь детвора, Отдыхать нам всем пора

Здравствуйте!

Дети берутся за руки

Выполняют задания за воспитателем

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся

Фантазия –это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет

Дети закрывают глаза, представляют, что видим леса, поля, слушают музыку

Дети увидели воздушный шарик, а на нем конвертик от волшебной феи

Да, поможем

(солнце)

 круглое, желтое

на блин, на тарелочку, на апельсин

грустное

заколдованное, у него нет лучиков

дети предлагают свои варианты…. Расколдовать, выполнить задания…

мы поможем нашему солнышку

бычок;
жучок;
обезьянка;

бегемотик;
собачка;
кабанчик;
барсучок

Дети прилепляют лучик к солнышку

(«близко»)

(«низко»)

… («поднял»)

… («нашёл»)

(«правда»)
… («враг»)

(«храбрец»)

… («конец»).

Дети прилепляют лучик к солнышку


деревянная

 кирпичный

стеклянная

железная

бумажный

кожаная

прикрепляем лучик

(жук)

В начале,

В середине слова, в конце слова

«Сказка три медведя»

Жили были в лесу три медведя.  Утром они ушли в лес к ним пришла Маша, которая заблудилась в лесу.  Маша зашла в дом медведей и увидела на столе 3 чашки с кашей, она сначала покушать, попробовала из большой миски, ей не понравилось, потом она поела из средней миски ей тоже не понравилось, потом она поела из маленькой миски и все съела. Потом она решила посидеть на стульчике, сначала села на большой стульчик, он был большой, села на средний был неудобный, села на маленький ей очень понравилось, и она его сломала.  Маша очень устала и решила лечь поспать. Легла на большую кровать, было неудобно, легла на среднюю, она оказалась твердой, легла на маленькую и уснула. Когда Медведи вернулись очень расстроились, когда сломал стульчики, и лежал на кровати. Потом Мишутка увидел Машу и закричал. Маша успела убежать.

Мебель, фрукты, овощи, машины, посуда

Дети смотрят картинки и находят по группам объясняют почему

Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

(потягивание, руки вверх)

 (прыжки на месте)
(ходьба на месте)

Дети выполняют задание

яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло

путешествовать, выполнять задания

определить сколько слогов в слове

рассказывать сказку

Возвращаемся домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста " Игра - путешествие в страну "Развитие речи"

Практикум является частью родительского собрания для родителей 2 младшей группы. В нем представлены игры на развитие мелкой моторики, игры на обогащение словарного запаса, в которые родители могут игр...

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе.Игротека"Путешествие в страну Развитие речи"

Нетрадиционное родительское собрание направлено на  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи детей ...

Игра- путешествие по стране развитие речи

Сценарий мастер- класса для родителей во воторой младшей группе "Игра - путешествие по стране развитие речи"...

Родительское собрание в средней группе «Путешествие в страну «Развитие речи»

Родительское собрание в средней группе по теме "Развитие речи детей". Собрание в группе ТНР...

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе. Игротека «Путешествие в страну Развитие речи».

Задачи:формирование родительской компетентности в области речевого развития детей...