Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Аввакумова Татьяна Евгеньевна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с жанровой живописью на занятиях по развитию речи на примере репродукции картины художника В.М. Васнецова "Аленушка" В доступной для детей форме детей знакомят с произведением русского художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Васнецова «Аленушка»

Подготовила педагог- организатор Аввакумова Т.Е.


Примеры сочинений по картине "Алёнушка" Васнецова

Цель: Познакомить детей с репродукцией картины В.М Васнецова «Алёнушка».

Задачи:

- Формировать у детей умение понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию).

- Формировать у детей эстетическое видение, умение подбирать по характеру музыку. 

- Развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

- Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

- Вызвать эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.

 Оборудование: Репродукция картины «Алёнушка» В. М. Васнецова

 Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ход занятия:

   - Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка».

   Сюжет этой картины был навеян художнику русской народной сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Устав от долгих поисков брата, юная девушка грустно присела отдохнуть на большом камне у лесного озера.
Опустив голову на колени, она смотрит в глубокое озеро. В глазах девушки отображается грусть. В этот момент она думает о братце Иванушке, который потерялся, ведь он, не послушав сестру, напился из лужи и превратился в маленького, белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь.  Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Заросшие травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже птицы, неподвижно сидящие на ветках — все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке.
   На картине показано начало осени, видна опавшая листва на глади темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая, из которой прорастает осока. На заднем плане изображен густой, неприветливый лес и хмурое осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.
Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.
Послушайте стихотворение
Марии Пожаровой «Девочка в лесу»:
О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?
Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву?
-Я жду к себе русалочку,
Зову её, зову!
Никто не откликается —
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо,
И лес — такой пустой. -

Забудь про слезы, девочка,

Взгляни повеселей:
Хоть нет в лесу русалочки,
Но много есть друзей!
Вон — пташка заливается,
Вот бабочки летят,
Стрекозы золотистые
На солнышке блестят.
Букашка пестрокрылая
По веточке ползёт,
И каждый ландыш шепчется,
И каждый лист — живёт.
Вглядись, подумай, вслушайся:
Ты больше не одна!
Друзей дарит бесчисленных
Лесная глубина.

Рефлексия:

- О каком художнике я вам сегодня рассказала?

- Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали?

- Какое настроение вызывает эта картина?

- Что в картине усиливает эту грусть?

- Почему художник выбрал осень?

- Почему    художник изобразил Алёнушку у воды?

    Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» рассказала нам сегодня тихую, задумчивую сказку о бедной девушке - сиротке. Мы еще раз с вами убедились в том, что сказку можно не только рассказать, но и написать на холсте, используя кисти и краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

ознакомление дошкольников с портретной живописью

методика ознакомления дошкольников с портретной живописью...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...

Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

                                                  ...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

Конспект ООД на тему: "Ознакомление детей дошкльников с портретной живописью"...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Серова «Мика Морозов»

Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов жанровой живописи:портрет. В данном конспекте в простой и доступной форме педагог знакомит детей с картиной В.Серова "Мика М...