Сообщение из опыта работы Тема: "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)

Берюченская Елена Николаевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребёнка – детский сад № 5

ст. Старощербиновская

Сообщение из опыта работы

Тема: "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

воспитатель

первой квалификационной категории

Берюченская Е.Н.

ст. Старощербиновская

В 2020-2021 учебном году наша группа раннего возраста работает по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Данная программа является дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с 1,6 до 3-х лет в течении всего учебного года. Предварительно нами, педагогами группы, был просмотрен вебинар одного из авторов программы Смирновой Е. О., в котором она рассказывала о Программе, ее особенностях и отличии от других образовательных программ. Мы познакомились с программой и «Методическими материалами» к ней в двух частях.

        Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. В программе «Первые шаги» учитываются, прежде всего, психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю.

Авторы программы уделяют огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. И один из важных высших психических процессов является, речь.

Активизация речи в группе младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, наиболее актуальна для меня, так как, проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому, я уделила более пристальное внимание диагностике речевого развития малышей своей группы. В это время быстро развивается активная речь ребенка. Поэтому при диагностике речевого развития главное - учитывать гармоничность развития разных его аспектов. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым :

  • выявление уровня восприятия речи взрослого,
  • выявление понимания речи взрослого,
  • выявление объема активного и пассивного словаря,
  • определение уровня активного словарного запаса детей,
  • выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения развития речи детей раннего возраста мною применялся комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной :

1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Данные методики позволили определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

Из поступивших в нашу первую младшую группу 15 детей, 3 ребенка активно пользовались фразовой речью в рамках возрастного развития, 2 ребенка  использовали в речи ситуативные, отдельные слова или автономную речь, 10 детей были неговорящими, общались посредством жестовой речи.

Для запуска речи у неречевых детей, мною активно используются игры, упражнения и художественное слово, в том числе из комплексной программы "Первые шаги", картотека которых позволяет применять их в любом направлении в развитии ребёнка.

Чтобы научиться говорить, нужно научиться слушать. Первое, на что я обратила внимание в развитии детей – это фонематический слух, эмоционально побуждая их слушать, слышать и различать неречевые звуки: кряканье уток, крик петуха, звук едущей машины или поезда, стук, шелест листьев и т.д. По моей рекомендации, в игру "Послушай звуки" родители играли вместе с детьми. Дети очень быстро научились различать звуки и тем самым, звукоподражать.

В теплое время года, на участке нашей группы совместно с родителями был создан сухой мини-бассейн, который наполнялся пластиковыми контейнерами от шоколадных яиц, знакомых многим малышам и вызывающими положительные ассоциации. Эта была зона релаксации, здесь дети получали массу позитивных сенсорных и тактильных ощущений. Вначале мною, в бассейне, проводились игры "Спрячь свои ручки" или "Найди мои ручки", затем дети сами стали прятать в бассейне небольшие игрушки и искать их, научившись задавать вопрос "Где?", ожидая от меня эмоционального положительного отклика.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации (процессуальные игры); игры с предметами и картинками; эксперементальные игры; театрализованные игры и упражнения.

Много внимания мною уделяется гимнастикам: пальчиковой, артикуляционной, дыхательной, утренней, гимнастике после сна.

Логоритмические минутки, в моей работе по активизации речи, занимают наиболее важное место и, по опыту моей работы, дали наибольший результат в запуске речи  неговорящих детей раннего дошкольного возраста.

Аудиотека логоритмических минуток подобрана мною соответственно возрастному развитию детей, проводится ежедневно и обязательно с положительным эмоциональным окрасом.

В наш век инноваций и компьютерных технологий, легко и просто, многие игры, художественную деятельность и логоритмику оформить музыкальным сопровождением.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам, немного поиграть, потопать и похлопать, свои ножки, свои ручки поразмять. (Логоритмическая минутка "Ножками потопали")

Активное участие в активизации речи детей принимают родители, оставаясь всегда в курсе образовательного процесса в нашей группе, закрепляя новые слова, выполняя необходимые рекомендации. Благодаря общим усилиям нас, воспитателей, и родителей нашей группы, была создана групповая библиотека, находящаяся в помещении раздевалки, что позволяет быть доступной родителям и детям. Малыши сами выбирают понравившуюся книгу, родители фиксирую в соответствующую тетрадку о том, что книга взята домой. Рассматривают и  читают её малышу, тем самым повышая речевое развитие ребёнка.

 

Решая задачи развития речи детей раннего возраста мною учитывается, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка мною сопровождаются действия ребёнка словами либо художественным словом, что наиболее благоприятно для детского восприятия, и, обязательно, побуждаю его к проговариванию).

Результативность проведённой работы показала, что за 7 месяцев, в нашей группе раннего возраста, активная фразовая речь используется 7 детьми, 8 детей используют ситуативную речь, неговорящих детей нет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

педсовет  "В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра."...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

В презентации "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста" я хочу кратко познакомить коллег со своим опытом работы. В ней изложены актуальность,...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста (Творческий отчет)

В течении многих лет я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Особое внимание уделяю детям младшего дошкольного возраста так, как именно этот возраст наиболее б...

выпускная аттестационная работа НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная работа представляет собой педагогическую разработку для  повышения речевой активности детей....

"Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

quot;Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...

«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Необходимым условием развития речи детей является игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры, и игры драматизации....

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Опыт использования игровой деятельности как средства повышения игровой активности для детей младшего дошкольного возраста...