Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pankratova_razvitie_rechi.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа.
Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».
Воспитатель:
Панкратова С. Р
2023г
Программное содержание:
- Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
- Замечать и выделять изобразительно выразительные средства, понимать их значение;
- Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок;5.Прививать вкус к творческой работе; Нравственные уроки:
«Только ума на деньги не купить».
«Дай с ноготок запросит с локоток».
«Трудно найти, легко потерять».
Материал:портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям, выставка книг, прочитанных за год, различные предметы (сети - невод, цепи, орех, корыто, веретено, зеркальце) .
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций А.С.Пушкина, чтение сказок (« Сказка о рыбаке и рыбке» , «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди), прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов. Словарная работа:ветхая, невод, старче, затейница, темя, сварливая, на посылках, спица, звездочет, мудрец , скопец , жезл, пряла.
Нравственные уроки:
«Только ума на деньги не купить».
«Дай с ноготок запросит с локоток».
«Трудно найти, легко потерять».
Методические приемы:
1.Вопросы.
2. Наглядность.
3.Театрализация.
- Прослушивание магнитофонной записи.
Ход занятия:
Сказочница: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир Пушкинских сказок.
-Вы спросите, а как мы это сделаем?
-У меня есть волшебная палочка (показываю). Вы их закроите. Как только я попрошу вас закрыть глаза, вы услышите шум, грохот, не пугайтесь, а открывайте глаза (удар палочки по барабану).
- Вот мы и очутились в сказке, послушайте (звучит запись шума моря).
« Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу Старуха пряла свою пряжу….» - Дети, как называется эта сказка?
Дети: Эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».
Сказочница: Правильно, эта сказка называется « Сказка о рыбаке и рыбке».
- Покажите, чем старик ловил рыбу?
Дети: (показывают и объясняют) Невод – это сети для ловли рыб.
Сказочница: Посмотрите, а вот и герои сказки (дети инсценируют отрывок из сказки). Сцена – как старуха бранит старика.
- Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо:
Старик: Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По- нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так отпустил её в синее море.
Сказочница: Старика старуха забранила:
Старуха: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше – то совсем раскололось.
Сказочница: Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке, вспомните, как об этом говорится в сказке. Дети: -1 просила корыто
-2 избу
-3 столбовою дворянкой-4 вольною царицей
-5 владычицей морскою.
Сказочница: Почему в последний раз ничего не сказала рыбка? Дети: Потому, что рыбка не хотела служить старухе.
Сказочница: Вспомните, как море передает настроение рыбки?
Дети: -Море слегка разыгралось;
- Помутилось синее море;
- Не спокойно синее море;
- Почернело синее море;-На море черная буря.
Сказочница: Кого вам больше всего жалко в этой сказке ( или какие старик, старуха, рыбка)?
Дети: Старик и рыбка добрые, ничего для себя не просили, а только выполняли приказания старухи.
Сказочница: А как бы вы поступили на месте старика?
Дети: Я бы попросил у рыбки, чтобы она сделала старуху доброй.
Сказочница: Кто в этой сказке отрицательный герой?
Дети: Старуха.
Сказочница: Скажите, какие пословицы подходят к этой сказке?
Дети:- Дай с ноготок, запросит с локоток.
- Только ума на деньги не купить.
Сказочница: Правильно назвали.
- Вот другая сказка («Сказка о царе Салтане »). Дети инсценируют отрывок из сказки, сидят на стульях , в руках прялки.- Три девицы под окном
Пряли дружно вечерком.
Дети: Кабы я была царица,-
Сказочница: Говорит одна девица,-
Дети: То на весь крещенный мир Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,-
Сказочница: Говорит ее сестрица,-
Дети: То на весь бы мир одна Наткала я полотна.
Кабы я была царица,-
Сказочница: Третья молвила сестрица
Дети: Я б для батюшки – царя Родила богатыря.
Сказочница: В какую сказку мы сейчас попали?
Дети: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».
Сказочница: На какой из сестер женился царь Салтан? Почему?
Дети: На младшей, которая хотела родить ему богатыря.
Сказочница: А как его назвали?
Дети:- Князь Гвидон.
Сказочница: Вот еще отрывок. Белка там живет ручная Да затейница какая!
Белка песенки поет Да орешки все грызет… - А какую песенку пела белка?
Дети: Во саду ли, в огороде Девица гуляла….
Сказочница: В каких насекомых превращался князь Гвидон? Покажите мне (на стол различные насекомые). Дети:- Первый раз превратился в комара.
- Второй раз превратился в муху.
- В третий раз превратился в шмеля.
Сказочница:- Кто в этой сказке положительный герой?
Дети:- Положительные герои: Лебедь, князь Гвидон, царица, царь Салтан.
Сказочница: Кто отрицательные герои?
Дети:- Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун.
Сказочница: Кто мне назовет пословицу, которая могла бы подойти к этой сказке?
Дети:- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказочница: А сейчас мы с вами проведем игру « Забрось орех» (физ. Минутка). Белочка протягивает лапки с корзиной, а у вас в руках орешки. Вы по очереди должны бросить орешек белочке в корзину.
- Вот мы и поиграли в игру. Садитесь.
Сказочница: Послушайте другой отрывок: - Жил- был славный царь Дадон С молоду был грозен он. И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Сказочница:: А это в какую сказку мы попали?
Дети:- Это «Сказка о золотом петушке ».
Сказочница: Скажите кому за помощью обратился царь Дадон?
Дети:- К звездочету, мудрецу.
Сказочница: Вот мудрец перед Дадоном Стал вынул из мешка… - Что же он вынул из мешка?
Дети:- Золотого петушка.
Сказочница: Кто-же такой мудрец – звездочет? Есть ли сейчас такие люди?
Дети:- Такие люди сейчас есть, только по другому их зовут-астролог- ученый.
Сказочница: Как же петушок предупреждал опасность и какими словами?
Дети:- И кричит: « Кири-ку-ку
Царствуй лежа на боку!»
Сказочница:-Что за войско было , которое угрожало царю?
Дети:-Это было войско Шамаханской царицы.
Сказочница: Скажите, что попросил в награду мудрец-звездочет? Выполнил ли свое обещание царь перед мудрецом? И как был за это наказан?
Дети:- Мудрец попросил в награду Шамаханскую царицу.
Петушок спорхнул со спицы
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в тоже время С колесницы пал ДадонОхнул раз, - и умер он.
Сказочница: Как вы думаете, почему петушок так поступил?
Дети:- Потому, что царь Дадон ударил мудреца в темя жезлом.
Сказочница: Какая пословица подходит к этой сказке?
Дети:- Трудно найти, легко потерять.
Сказочница: Чему учит эта сказка?
Дети:- Дал слово, держи его.
Сказочница: А вот перед нами другая сказка. Посмотрите, что за вещица появилась у меня?
Дети:- Это зеркальце.
Сказочница: А оно-то не простое, а волшебное. Это зеркальце умеет говорить. Из какой оно сказки? Дети:- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Сказочница:- Кому оно принадлежало
Дети:- Оно принадлежало царице. Она всегда с ним разговаривала и спрашивала:
Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
Сказочница: Правильно. А почему царица хотела погубить молодую царевну?
Дети:- Потому, что зеркальце сказало, что молодая царевна краше и милее её.
Сказочница: Кто приютил молодую царевну?
Дети: - Семь братьев – богатырей.
Сказочница: А что это? (показывает хрустальный гроб).
Дети:- Это хрустальный гроб, где лежит мёртвая царевна.
Сказочница: Когда пропала молодая царевна, к кому обращался за помощью королевич Елисей?
Дети: (показывают на солнце, месяц, ветер) Королевич Елисей обратился к солнцу: Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной.
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
- Во второй раз обратился к месяцу: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий.
И облет твой любя Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли, где на свете Ты царевны молодой? – В третий раз обратился к ветру?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на простоте. Не боишься никого,
Кроме ветра одного.
Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
Сказочница: Как освободил королевич Елисей невесту?
Дети:- Королевич Елисей разбил гроб, и молодая царевна ожила.
Сказочница: Что победило в этой сказке: зло или добро?
Дети:- Победило добро, любовь.
Сказочница: А сейчас нам Даша прочитает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила».
Сейчас вы послушаете отрывок из сказки в исполнении профессиональных артистов, записанной на аудиозаписи, и должны догадаться из какой это сказки (звучит отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» с шумом моря).
Дети: Это отрывок из сказки « Сказка о царе Салтане».
Итог занятия:
Сказочница: Вот так незаметно и завершилось наше сегодняшнее путешествие.
Я совсем забыла вас предупредить, что волшебная полочка, с помощью которой мы оказались в сказках А.С.
Пушкина, имеет силу только один раз в сутки. Завтра мы с вами с её помощью сможем вернуться обратно в мир сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну сказок».
Закрепление знаний, полученные в течение года; развитие логического мышления детей (задачи на сообразительность); закрепление умения решать примеры и записывать их. Называть сказки, в назв...
Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».
Программное содержание:1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно ...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....
Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группа Тема. «Путешествие в лес»
Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группаТема. «Путешествие в лес» Цель. Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи. Задачи.1. Выявить...
Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игра – путешествие в страну Математику».
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе«Игра – путешествие в страну Математику»....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Красивой Речи»
Конспект НОДпо речевому развитию в подготовительной группе Тема:«Путешествие в страну Красивой Речи» Цель: Обогащение словарного запаса, развитие зрительно...