Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5-6 лет "Природа, что это такое?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мамонова Елена Валентиновна

 

Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5-6 лет "Природа, что это такое?" 

 

Цель: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.

 

Задачи:

научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;

сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть  природы;

Оборудование: Карточки с изображением живой и неживой природы, цветные карандаши, листы бумаги

Ход занятия:

1.ОРГ.МОМЕНТ

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала                                                                                                                    – Доскажите словечко и узнаете тему нашего занятия.                                        Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа).

– Правильно, тема нашего занятия «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека.  Что относится к живой природе?
Всё что растёт, питается, развивается, дышит, умирает. К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Что относится к неживой природе?
К неживой природе относятся: вода, земля, солнце, камни, песок, воздух, глина, луна и т.д: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?: Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

 (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.) Игра –загадка: Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)

-Природа- это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

- К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Игра: «Природа и не природа»

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.

З а г а д к и:

1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.)

4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)

5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)

6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

7. Без него плачемся,

Появится –

Все прячемся. (Солнце.)

8. После ливня и грозы

Мост невиданной красы,

Ни потрогать, ни забраться –

Можно только любоваться. (Радуга.)

9. Он с усами, но не кот

Ходит задом наперед.

Он не плотник, но с клещами…

Догадайтесь, дети, сами. (Рак.)

10. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. (Роса.) Вы правильно отгадали загадки, а что еще вы видите на этом рисунке? (Дети

называют объекты живой и неживой природы). А теперь еще раз посмотрите

на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что

изображено на нем. (Подводит детей к выводу о том, что на рисунке

изображена природа). Как вы думаете, что такое природа? На рисунке нет

домов и машин, заводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и

велосипедов. Как вы думаете, почему художник не изобразил их? Он сделал

это специально или просто забыл? (Специально, ведь на рисунке изображена

природа). А кто делает машины, игрушки, велосипеды? (Человек). Все то, что

сделано руками человека мы не можем назвать природой. Что же

называется природой? И так, природа – это все то, что нас окружает, но не

сделано руками человека.

– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?

– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?

– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.

Занимательная страничка.

1. Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком. (Огурцы.)

2. Вечером наземь слетает,

Ночью на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.)

4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса.)

5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.)

6. Дает время молодцу

Ежегодно по кольцу. (Дерево.)

7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

– Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.

И г р а «Живое - неживое».

– Я показываю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце.

Н а  д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.

– Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.                                                                                       Творческая работа. Инструкция по ТБ.                                                               Итоговая часть:

 К какой природе относится человек?

Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?                                                          Что нового вы открыли для себя?

Рефлексия:                                                                                                                          Есть на земле огромный дом ,                                                                                                 Под крышей голубой,                                                                                                       Живут в нем солнце, дождь и гром,                                                                                                       Лес и морской прибой.                                                                                                                        Живут в нем птицы и цветы,                                                                                                             Веселый звон ручья .                                                                                                            Живешь в том светлом доме ты  .                                                                                                        И все твои друзья.                                                                                                                                             Куда б дороги не вели,                                                                                                         Всегда ты будешь в нем.                                                                                                      Природою родной земли Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevr.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия

«Азбука безопасности»

(подготовительная группа)

Программное содержание:

1. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;

2. Развивать способность делать выводы;

3. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах

4. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом».

Материал:
Иллюстрации к сказкам; 4 телефона с номерами аварийных служб; мяч; силуэт ключика; опасные предметы; для изготовления поделки - ножницы, клей, картон, цветная бумага, салфетка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

Проблемная ситуация.

- Ребята, сегодня Я получила телеграмму от Феи. Она пишет «Срочно помогите!!!». Вот поэтому я вас привела в сказочную страну Феи. Вот и ее волшебная книга сказок. А вот и она.

«Здравствуйте ребята, я знаю, вы любите сказки. В моей сказочной стране многие герои попадают в беду, потому что не знают как правильно себя вести! Научите их! Ключик я вам даю, но, к сожалению, он заколдован».

- Не переживай Фея наши ребята помогут тебе и сказочным героям.

1.задание «Собери ключик»

-А, вот и ключик. Только злая колдунья, его заколдовала, для того, чтобы его расколдовать, нужно отгадать название сказки, где герои попали в беду, не зная, как себя вести. За правильный ответ вы получите деталь ключика и сможете его расколдовать. (Силуэт ключика разрезан на 6 частей, дети должны собрать его)

 

 

Вопросы:

  • Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)
  • В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)
  • Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)
  • А этот герой поверил обманщикам коту Базилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)
  • Героине этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)
  • А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)

- Молодцы! Теперь у нас есть ключик от сказочной страны и мы можем туда попасть: «1, 2 – покружись, в стране сказок очутись» (шар музыкальный)

2. задание «Отгадай из какой сказки иллюстрация?»

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»

- Вы узнали эту сказку? Как называется?

- Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)

- Как вы думаете почему? (У кошки были гости, они веселились, оставили дверцу печи открытой, огонь попал на ковер прожег его, пополз по занавескам и возник пожар)

- Кто помнит отрывок из этой сказки? (… рассказывает отрывок: «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом)

- Кошка выскочила, глаза выпучила, почему? (Она растерялась, испугалась)

- А кто не растерялся? (Курица, она взяла ведро воды заливать пожар)

- А можно ли еще чем – то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей)

- А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону 01, 112 и вызвать пожарных)

- И что не забыть сказать? (Назвать точно адрес, где и что горит)

3. Игра «Собери пазл»

-Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Собери пазл». Сейчас вы разделитесь на команды и соберёте номера телефонов экстренных служб. (Собирают номера телефонов 01, 112, 02, 03, 04).

4. «Отгадай загадку»

Отлично у вас все получилось. Отправляемся дальше?

Следующее задание «Отгадай загадку»

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.  (пылесос)

 

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг,

Электрический …   (утюг)

 

А вот этот так похож

На пропеллер самолета.

Не летает? – ну и что ж!

У него своя работа.

Свой мотор ни на мгновенье

Он крутить не устает,

В жарком, душном помещенье

Свежий ветер создает!     (вентилятор)

 

А она бельё стирает,
В быту очень помогает,
Сама воду наливает,
Постирает,выливает.
Прополощет,отожмёт,
Время тикает,идёт,
Лишь программу ей задай,
Порошка для стирки дай.
Вот такая,брат,картина,
Это-...           (Стиральная машина.)

 

Этот электроприбор

Не видал я до сих пор.

В нем согреется еда

Без особого труда.

Он готовит вкусно очень

И не долго, между прочим.

Нравится мне новая

Печь ….     (микроволновая)

 

Может жарить, может печь,

Щи и вкусный борщ сварить,

Может чайник вскипятить.

В кухни главная она,

Словно воздух нам нужна.

Обойдемся я и ты

Как без электро…   (плиты)

 

Хоть вместо сердца в нём мотор,
Но он – не бессердечный.
Да, с ним ворчливый разговор,
Но друг он – безупречный:
Чтоб стал прекраснее Ваш лик,
Он сделает укладку,
Подсушит волосы Вам вмиг…
О ком моя загадка?    (фен)

- Молодцы, умеете отгадывать загадки.  А как одним словом называются все эти предметы? Можете ли вы подсказать нашим героям правила обращения с электроприборами. Молодцы, отлично потрудились.

5. Игра «»Если возник пожар»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар» (Игра с мячом, мяч по кругу, играющий должен досказать последнее слово стихотворения)

Раз, два, три, четыре – у кого пожар в …. ? (Квартире)

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …. ? (Утюг)

Красный отблеск побежал. Кто со спичками …. ? (Играл)

Стол и шкаф сгорела разом. Кто сушил бельё над …. ? (Газом)

Помни, каждый гражданин, этот номер …. (01)

Дым увидел – не зевай. И пожарных …. (Вызывай)

Это всем должно быть ясно, что шутить с огнём …. (Опасно)

- Поиграли! Присаживайтесь на стульчики.

6. задание «Помогите Красной Шапочке»

- А вот ещё одна сказочная героиня. Узнали? (Красная Шапочка)

- Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)

- А вы знаете эта трагедия бы не произошла если бы Красная Шапочка и бабушка знали о личной безопасности на улице и дома. Давайте скажем какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка сказала волку как открыть дверь)

- Давайте сформулируем правила личной безопасности на улице и дома.

1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.

2. Нельзя открывать дверь, если дома одни.

3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай - нет.

4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.

7. задание «Помогите Спящей красавице»

- А вот ещё одна героиня сказки, узнали? (Спящая красавица)

- Что приключилось в этой сказке? (Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном)

- Давайте вспомним, какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)

- Посмотрите, у меня на столе много всяких предметов. Посмотрите, какими предметами нельзя пользоваться категорически без взрослых? (Пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки)

- А какими предметами можно пользоваться с осторожностью? (Нож, вилка, игла, ножницы)

- Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.

8. задание «Разложи правильно»

Помогите мне их разложить.

Дети раскладывают:

Инструменты (В ящик)

Таблетки (В аптечку)

Иголки, нитки (В шкатулку)

- Отлично, Иделия расскажи правила пользования опасными предметами.

«Дома острые ножи,

Ты на место положи,

Не раскидывай иголки

Убери их все на полку.

Если ножницы достал

Убери откуда взял,

Тогда ни девочки

Ни мальчики, не порежут себе пальчики»

- Ну вот я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают как поступать!

А нам пора в детский сад. « 1, 2 покружись в детском саду очутись! »

Ну вот мы и в детском саду! А на память давайте, мы им сделаем футлярчики для хранения ножниц.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

Ответы детей.

- Кто встретил нас в сказочной стране?

Ответы детей.

- Как мы помогали Фее?

Ответы детей.

- Что мы узнали о правилах безопасности?

Ответы детей.

3. Заключительная часть.

   Вам понравилось наше путешествие? Я надеюсь, что вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили и будете их соблюдать вместе со своими родителями. А в подарок каждому, в напоминание о себе, Фея оставила полезные подарки – фликеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: " Зимующие птицы"

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .  ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ  РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ОДНОВРЕМЕННО Р...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми первой младшей группы. Развитие речи (1,5-3лет)

Конспект НОД  по речевому  развитию с детьми первой младшей группы. Развитие речи (1,-3лет)Тема. «Лиса с лисятами.»...

Конспект ОД по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Петушок и бобовое зернышко"

Цель: познакомить со сказкой, активизировать речь детей, учить отвечать на вопросы по сюжету литературного произведения...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста.

Материал может использоваться педагогами обычных групп, так и корекционных....