Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)

Богданова Оксана Александровна

Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_polnoe_2.odt22.78 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая  группа от 5-6 лет)

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах сахара,соли и соды

Развивающие задачи:

  • развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов и работать в коллективе.

 Демонстрационный материал: столы, накрытые клеенками, баночки, соль,сахар, сода,  пищевые красители, шприцы без иглы, ложки пластмассовые мерные , кисти для рисования, макет гейзера,клей,картинки.

Раздаточный материал:  кисти, банки с водой , клей, ложки мерные,шприцы,цветные карандаши,шаблоны роз.

Ход занятия:

Воспитатель:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Здравствуйте,ребята, Меня зовут Оксана Александровна,и сегодня пришла к вам в гости. Но пришла не с пустыми руками. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Вот я хочу угостить вкусным караваем.

Ребята, посмотрите,я с собой взяла  три стаканчика,а в них разные сыпучие вещества..Как я уже сказала,каравай едят с солью.Давайте попытаемся найти ее и попробуем  макнуть в нее кусочек каравая. Вот увидете,как же это вкусно.

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать о сыпучих веществах, с которым вы хорошо знакомы. И все мы привыкли, что мамы и повара используют их в приготовлении еды. А мы попробуем их применить в другом,очень интересном направлении и будем проводить с ними эксперименты.

Я хочу пригласить вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А вы знаете, кто работает в лабораториях?

Дети: ученые.

Так вот,прежде чем мы отправимся в лабораторию,нам нужно превратиться в ученых.Давайте встанем в кружок и произнесем волшебные слова,я буду говорить,а вы повторяйте за мной:

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Крибли,крабли,бум!

Наши дети изменились -

И в ученых превратились!

Вот мы и оказались в лаборатории!

Воспитатель: Ребятки, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

 3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.

Ребята,а вы запомнили с чем мы ели каравай?

Дети: cоль!

Воспитатель: Правильно, это – соль! Как мы с вами уже отметили,соль чаще всего используем в приготовлении пищи,чтоы еда была вкусной и слегка соленой.

А хочу вместе с вами испозьзовать соль в нашем  первом эксперименте.

Предлагаю  Вам порисовать солью.... А что будем рисовать придется  отгадать загадку.

Не тюльпан и не мимоза,а в шипах красотка ...(роза)

Дети: Роооооза!

Воспитатель: Посмотрите,ребята,у каждого из вас есть листочек,на котором нариована роза. М ы с вами возьмем клей и кисточку и наносим на бутон розы.А сверху посыпаем солью. Сейчас необходимо  подождать, пока розы  высохнут.А что будет дальше,скоро узнате чуть  позже!

Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку и узнаете о каком веществе будем говорить дальше.

Белый, а не снег, Сладкий, а не мёд. 

Дети: Сахар!

Воспитатель:Правильно,ребята!

Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого.И яхочу вместе с вами кое-что сделать при помощи сахара.Сахар в нашем эксперименте будет главным ингредиентом.

Давайте,послушайте,и догадайтесь,что будес готовить вместе с вами.

Голова на тонкой ножке,
Вкусный он и сладкий.
Оближи его немножко —
И конец загадке!
Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий … !
(Леденец) . 

Дети: Леденец  палочке.

Воспитатель: Ребята, а вы любите такие конфетки?

Дети: Да.

Воспитатель:Сегодня предлагаю вам сделать такие разноцветные леденцы,только попробовать  их, к сожалению, не получится. Это и будет наш второй эксперимент.

И без вас,конечно,мне не справиться!Мне обязательно нужны помощники.

Воспитатель просит каждого ребенка  налить в чистый стаканчик воду  с помощью шприца: синюю, красную,белую, зеленую и желтую краску. Что происходит?

Дети: вода перемешивается.

Воспитатель: Правильно, вода смешивается.

  • Не расстраивайтесь мои юные ученые. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать леденец. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода,  стаканчики, сахар, пищевые красители,  мерные ложечки.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.,в 5-й- 5 ч.л.

В пять  стаканов, выставленные в ряд, наливаем по 40 мл воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).

У каждого ребенка свой стакан и он сам кладет туда сахар и перемешивает.

Затем в каждый стакан  воспитатель добавляет несколько капель пищевой краски и дети  перемешивают. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – белой, в 5-й -синей.

Воспитатель:Теперь самое интересное.  Я возьму шприц и наберу в них содержимое наших стаканчиков. В стаканчик побольше  при помощи шприца начинаю  добавлять содержимое маленьких стаканов, начиная с 1 -го, где сахара меньше всего, и по порядку . Стараемся лить на середину дна.

В стаканчике  образуются 5 разноцветных слоя – самый нижний белый, затем синий, зеленый,желтый и красный. Посмотрите,они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое,похожее на новогоднюю карамель. Ребята, перемешалась разноцветная вода в большом стаканчике? Дети:нет,вода слоями.

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- А вы знаете,в  чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем вода «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

- В каком стакане было меньше всего сахара?

Дети: В красном.

Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит она легче, поэтому и оказалась на самом верху, а белая жидкость содержит больше сахара,значит она тяжеле и оказалась на самом верху.

Вывод: . Воду можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Ребята,вы наверно устали и нам надо немножко отдохнуть!

Физкультминутка

Туки-туки молотком, (стучим кулачками по очереди один об другой)

Строю,строю новый дом. (показываем на головой крышу)

Будет он большой,как ель, (вытягиваем руки ввер)

Будут окна,будет дверь. (разводим руки в стороны)

Всех в него  я поселю: (двигаем мизинчиком вверх-вниз)

Мышку,

Зайчика, (показываем ушки зайчика двумя пальчиками)

Лису. (соединяем большой палец  с остальными и открываем-закрываем,как будто тявкает лиса)

Воспитатель: Ребята,вот мы с вами размяли наши пальчики и пришло время вспомнить про розы!

Давайте-ка доделаем наш  первый опыт до конца и  раскрасим розы. А вы знаете,что розы бывают самых разных цветов;красные,желтые,белые,синие,и даже зеленые. А теперь нам надо  определиться, какая  роза будет у каждого из вас??Для этого мы будем использовать как раз таки волшебную воду с сахаром. А чтобы никому не было обидно,я приготовила жетончики таких же цветов.что и вода в стаканчиках.Вытягиваем по очереди жетончик и берем нужный нам стаканчик.

Ну вот ,определились с цветом,айда за работу.

воспитатель:Ребята,прежде чем начать раскрашивать розы ,давайте уберем лишнюю соль,просто стряхнем ее в тарелочки.А теперь можно взять кисточки,окунуть их в стаканчик с водой и слегка дотронуться до рисунка. Соленый клей быстро впитает цветную воду.

Вот такая красота у нас получилась!!!

Воспитатель: А сейчас переходим к 3 опыту.Я бы даже назвала его фокусом.И по традиции я загадываю вам загадку,а вы побробуете отгадать,что же мы будем делать дальше и какое использовать вещество:

Вот лежала, не горела,

На полке в баночке белела.

Кулинара пригласили,

Её уксусом гасили.

Дети: сода.

Воспитатель: Соду добавляют в выпечку, в стиральные порошки, пьют при изжоге.А мы с помощью соды проведем очередной опыт.

Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан. Вы знаете как он называется??

Дети:Гейзер

Воспитатель: Правильно,это гейзер! Вы знаете, что такое гейзер?

Дети:???

Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.

- Кратер(углубление,чаша) у меня уже есть, осталось, только его запустить! Мне нужно  два помощника.А выберу я их при помощи считалочки:

Раз,два,раз два,

Вот березка,вот трава,

Вот полянка,вот лужок-

Выходи скорей,дружок!

Так,один помощник есть,выбираем другого:

Черепаха хвост поджала,

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди,

Кто не верит-выходи.

Отлично,помощники есть!

Ребята,посмотрите,в этом опыте мы с вами будем использовать соду и лимонную кислоту,которые мамы и повара тоже используют в приготовление пищи.

Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, а воспитель выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.

Что происходит?

Дети: содержимое вулкана выходит

Воспитатель: При взаимодействии воды с  кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы были настоящими учеными!

Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).

А теперь пришло время возвращаться обратно в детский сад!

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Крибли,крабли,бум!

Наши ученые изменились -

И в ребяток  превратились!

Всем спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет)

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет) ...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа)

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»(старшая  группа)Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в п...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности  «Путешествие в Лабораторию чудес»...

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные задачи:закрепить знания детей о свойствах воды,учить рассуждать, а...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Лабораторию чудес»

Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать любознательность, пытливост...