Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность "Такая разная бумага".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сергеева Людмила Павловна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность  "Такая разная бумага".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_takaya_raznaya_bumaga.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия в старшей группе

Тема:

«Развитие речи

и мелкой моторики детей

через продуктивно-исследовательскую деятельность

 «Такая разная бумага»

Учитель-логопед

МБДОУ д/с № 2 «Сказка»

Сергеева Людмила Павловна

П. Некрасовское

Конспект занятия.

Тема: «Развитие речи и мелкой моторики детей через продуктивно-исследовательскую деятельность «Такая разная бумага».

Цель: развивать речь и мелкую моторику детей.

Задачи:

  1. Дать детям знания о свойствах и качестве бумаги, производя опыты с бумагой.
  2. Уточнить и расширить знания  детей о бумаге.
  3. Способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.
  4. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; образовывать сравнительную степень прилагательных (толще, легче), подбирать слова противоположного значения (легко – трудно).
  5. Обогащать словарь.
  6. Учить выделять первый звук в слове.
  7. Упражнять детей в делении слов на слоги (части).
  8. Развивать коммуникативные качества.
  9. Развивать внимание, мышление, память, интерес
  10. Учить детей наблюдательности.

Оборудование:

  1. У каждого из детей на столе:
  1.  индивидуальные тарелочки с образцами разных видов бумаги, прикрытая сверху салфеткой:

- картон (3 шт.),

- фантики от конфет, полоски фольги,

- цветная бумага,

- альбомная (6 шт.)

          2) Стаканчики с водой.

          3) Растительное масло.

          4) Ватные палочки.

          5) Бумажные салфетки.

          6) тарелка для использованной бумаги.

         

    2. Коробка картонная (посылка)  с предметами:

- газета,

-  журнал,

- шоколад в фольге,

- поделка из цветной бумаги,

- тетрадь,

- рисунок на альбомном листе,

- поделка и гафрированной бумаги,

- обои,

- лист бархатной бумаги,

3. Для сопровождения вступительного стихотворения:

- документ,

- плакат, фантик, конверт,

- альбом, книга, упаковочная бумага,

- письмо, газета, листовка,

- салфетка, веер, талон,

- пион из бумаги,

- деньги.

4. Тарелка для сжигания бумаги.

5. Спички.

6. Ножницы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети сидят за столами.

Л-д: - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас  в хорошем, весеннем настроении.  Сегодня  у нас с вами будет много интересного, а начнем с необычной  загадки, слушайте внимательно, чтобы отгадать, про что эта загадка:

         Она бывает документом,                   (все показываю)

Плакатом, фантиком, конвертом,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Письмом, газетой и листовкой,

Салфеткой, веером, талоном, неувядающим пионом.

Она бывает и деньгами.

А что же это?

                    Догадайтесь сами!     (бумага)

Л-д: - Правильно, это бумага.

-  Все, что я вам сейчас показала, сделано из бумаги. А скажите, пожалуйста, все это предметы сделаны из одинаковой бумаги или из разной, как вы думаете? (ответы детей)

- Назовите первый звук в этом слове. (ответы детей)

- Какие еще слова-предметы вы знаете, название которых начинается на букву Б?

- Разделим это слово хлопками на части: бу-ма-га. Сколько частей получилось? (ответы детей)

Л-д: - Совершенно верно. И сегодня я предлагаю вам стать исследователями, экспериментаторами (дети объясняют значение этих слов), чтобы выяснить не только, какая бывает бумага, но и какими свойствами она обладает.

Раздается стук в дверь и в группу передают посылку.

  1. Основная часть
  1.  сюрпризный момент

Л-д: - Ребята, что это нам передали? (ответы детей). Интересно, кто это нам прислал и что же в этой коробке   находится?

Читаем обратный адрес: бумажный комбинат, детям группы «Непоседы». 

- Ребята, а что такое бумажный комбинат?(ответы детей)

Откроем. 

Дети по очереди достают из посылки предметы, знакомясь с разными видами бумаги.

Л-д: - Ребята, все эти предметы сделаны тоже из бумаги:

- журнальная бумага,

- газетная,

- гафрированная,

- альбомная,

- фольга,

- оберточная,

- цветная.

Л-д показывает на схеме  некоторые виды бумаги.

- А как вы думаете, бумага обладает какими-нибудь свойствами или нет? Что с ней можно делать и чего она боится? (ответы детей)

- Хотите сами выяснить это? Тогда приступаем к нашим экспериментам.

  1. Экспериментальная часть.

Опыты с бумагой

Педагог показывает детям схематичные знаки (мятая бумага, ноты,  рваная бумага, ножницы,  картинка с изображением бутылки растительного масла, картинка с птичкой, голубая капелька воды, коробок со спичками), спрашивая, что этот знак обозначает.

Отталкиваясь от схематических знаков, дети проводят эксперименты с бумагой разных видов, чтобы сравнить и убедиться, что бумага может мяться, рваться и т.д. Они сами приходят к выводу, какая бумага легче рвется, легче режется ножницами и почему и т.д.

  1. «Бумага мнется».

Дети сминают сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

Отмечаем на схеме: смятая бумага.

  1. «Бумага издает звук».

Дети берут разноцветную бумагу и выполняют движение «Стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии, трении бумага издает звук.

Отмечаем на схеме: ноты.

  1. «Бумага рвется».

Дети пытаются разорвать бумагу и картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется легко или трудно в зависимости от толщины.

Отмечаем на схеме: рваная бумага.

  1. «Бумага режется».

Детям предлагается узнать, режется бумага или нет. Они берут два вида бумаги: картон и альбомную, поочередно ее разрезая ножницами.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется легко или трудно в зависимости от толщины.

Отмечаем на схеме: ножницы.

  1. «Бумага намокает».

Дети опускают в воду сначала салфетку, затем альбомный листок. Сравнивают.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась. Бумага потолще тоже намокает, но ей требуется для этого больше времени. Бумага боится воды, бумага – материал непрочный.

Отмечаем на схеме: капелька воды.

  1. «Бумага впитывает масло».

Дети окунают ватную палочку в растительное масло и оставляют ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: бумага впитывает в себя масло.

Отмечаем на схеме: бутылка масла.

  1. «Бумага летает».

Может ли бумага летать? Дети берут конфетные обертки, полоски фольги и дуют на них, создавая ветерок (дыхательная гимнастика).

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Отмечаем на схеме: птичка.

  1.  «Бумага горит».

Педагог поджигает разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.

Отмечаем на схеме: спички.

- Ребята, огонь – это очень опасно, поэтому без взрослых вам нельзя это делать и спички брать тоже нельзя.

Пальчиковая гимнастика:

Мы бумагу мяли,           показываем

Мы бумагу рвали,

Ножницами стригли,     имитация

Пальчики устали.         Пальцы одной руки упираются в пальцы другой

                                            руки, пружиня

Л-д: - Ребята, вы, наверное, проголодались, устали. Согласны немного подкрепиться?

Физкультминутка «Овощи-фрукты»:

Л-д произносит названия овощей и фруктов, а дети, в зависимости от того, что это, либо наклоняются к грядке, либо поднимаются на носочках, пытаясь сорвать фрукт с дерева.

  1. Заключительная часть:

1)Итог занятия.

Л-д: - Ребята, какие же  виды бумаги вы запомнили? Бумага бывает какая? Перечислите (ответы детей).

2)Выводы исследований (опираясь на схемы):

  • бумага бывает по своему строению толстая и тонкая,
  • бумага бывает прочной и непрочной,
  • бумага боится воды,
  • бумага может резаться ножницами или разрываться руками,
  • из бумаги можно сделать поделки,
  • при смятии бумага издает звук,
  • бумага разлетается при ветре,
  • бумага впитывает масло,
  • бумага горит.

Педагог как-бы хочет убрать с дороги посылку, но, заглянув туда еще раз, обнаруживает там …. бумажные кораблики.

Л-д: - Ребята, это вам подарок  с бумажной фабрики. Но посмотрите, в них что-то лежит (в каждом кораблике лежат кусочки разных видов бумаги для дальнейшей творческой работы детей).

Логопед обращается к воспитателю с вопросом, не знает ли тот, зачем в корабликах эти кусочки бумаги. Воспитатель говорит, что из этой бумаги они с ребятами сейчас  сделают что-нибудь  интересное.

Все дети встают в круг и, передавая клубок ниток,  проговаривают, что  им понравилось и запомнилось, и что они узнали нового.

  1. Упражнение «Лучики».

Дети протягивают в центр круга руки, касаясь друг друга, логопед благодарит их за интересное общение и желает им творческого и радостного  продолжения дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "В гости к бабушке"

Комплексное, сюжетно-игровое занятие "В гости к бабушке" позволит воспитателю закрепить у детей умение различать домашних животных по внешнему виду, учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав,...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "Мы - строители"

Чтобы построить дом, нужно приложить немало усилий различных специалистов строительных профессий.Роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик, крановщик.Игровые действия:1) Выбор объекта строительства2) ...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Дикие животные наших лесов»

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе "Дикие животные"...

презентация "Развитие речи и мелкой моторики детей младшей группы с использованием игровых упражнений"

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием им...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»...