Картотека дидактических игр по речевому развитию.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Апатова Диана Расуловна

Картотека дидактических игр по речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по речевому развитию.

                                                                                                     

                                                                                                      Апатова Д.Р

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

 Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

 Кто живёт в дупле?-Белка.

Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.

Кто живёт в гнезде?-Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье?-Пчёлы.

Кто живёт в норе?-Лиса.

Кто живёт в логове?-Волк.

Кто живёт в берлоге?-Медведь.

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

 Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг.

Оранжевый -апельсин, морковь, заря.

 Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа.

Зелёный-огурец, трава, лес.

Голубой -небо, лёд, незабудки .

Синий- колокольчик, море, небо.

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

 

У рыси голова – рысья.

Урыбы – рыбья.

У кошки – кошачья.

У сороки – сорочья.

У лошади – лошадиная.

У орла – орлиная.

У верблюда – верблюжья.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

 

стол – столы                стул – стулья

гора – горы                  лист – листья

дом – дома                   носок – носки

глаз – глаза                  кусок – куски

день – дни                   прыжок – прыжки

сон – сны                    гусёнок – гусята

лоб – лбы                    тигрёнок – тигрята

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1.

У тигра – тигрёнок,

у льва – львёнок,

у слона – слонёнок,

у оленя – оленёнок,

 у лося – лосёнок,

у лисы – лисёнок.

Группа 2.

У медведя – медвежонок,

у верблюда – верблюжонок,

у зайца – зайчонок,

у кролика -крольчонок,

 у белки – бельчонок.

Группа 3.

У коровы – телёнок,

у лошади – жеребёнок,

у свиньи – поросёнок,

 у овцы – ягнёнок,

у курицы – цыплёнок,

у собаки – щенок

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).

Стол-столик,                   ключ-ключик.

Шапка-шапочка,            белка-белочка.

 Книга-книжечка,           ложка-ложечка.

Голова-головка,             картина-картинка.

Мыло-мыльце,               зеркало-зеркальце.

 Кукла-куколка,             свёкла-свёколка.

Коса-косичка,                вода-водичка.

Жук-жучок,                   дуб-дубок.

Вишня-вишенка,          башня-башенка.

 Платье-платьице,        кресло-креслице.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

 Один стол – пять столов                     Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей          Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек                         Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят                   Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев                       Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию...

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...