Методическая рекомендация "Развитие речи"
консультация по развитию речи

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_op_rechi.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Активизировать работу по речевому развитию детей через разнообразные формы и виды детской деятельности посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Речевое развитие дошкольников имеет огромное значение для их интеллектуального становления. Речь играет ключевую роль в развитии памяти, внимания, воображения, восприятия и логических способностей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Её формирование в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...»

По Е. И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон: 1) Природа. 2) Материальная культура. 3)Педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

1. Природа.  Непосредственное общение с природой (наблюдение, прогулки, походы, экскурсии) является естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии обстановкой. Природа обогащает представлениями и знаниями, разворачивает условия совершенной наглядности, предоставляет все необходимое для творческой деятельности детей, то есть создает и для детей, и для педагога все условия, благоприятствующие обогащению развития языка детей.

Для обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок природа является неисчерпаемым источником речевого материала. Дети имеют возможность в процессе наблюдения, проведения опытов и экспериментов в природе, во время игр расширить мир восприятия, увеличить запас знаний и систематизировать их, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи, изменяет ее количественно и качественно.

2. Материальная культура. Ребенок, для того чтобы отгадывать и придумывать загадку, должен уметь называть своим именем любой предмет, вторгающийся в его жизнь, в сферу его понимания и интересов, называть его признаки, состояние. Поэтому умело подобранные игрушки, игры, пособия, картины предоставляют богатый материал для развития языка ребенка, опирающегося на чувственные восприятия.

Для того чтобы оградить развитие ребенка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, в группе необходимо создать такую предметную среду, чтобы первоначальные впечатления ребенка, полученные от наблюдения над предметами, его познания были точны, правильны, по возможности обширны.

3. Педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны (центры).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предметно - развивающая среда должна соответствовать следующим принципам:

• принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;

• принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;

• принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;

• принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно- развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Заключение.  Таким  образом, развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творчески активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Рече-кубики"

Методическое пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Речь с движением наше любимое увлеченье

В методической разработки указаны игры с движением,что очень нравиться моим малышам!...

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и приемы коррекции, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности....

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!»

Методическая разработка «Речь с движением – наше любимое увлечение!» Что такое РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?Каждый логопед в своей работе всегда пытается найти такие методы и п...

Методическая разработка "Речь с движением"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 комбинированного видаПетроградского района Санкт-ПетербургаИнтегрированное занятие по физическому и речевому развитию д...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....