Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы Тема «Кормушка» (составление рассказа по серии сюжетных картинок)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чалышева Екатерина васильевна

Составление по сериии сюжетных картинок, где дети решили сами смастерить кормушку для птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Конспект НОД по речевому развитию

для детей подготовительной группы

Тема «Кормушка»

(составление рассказа по серии сюжетных картинок)

                                                           

Подготовила:

воспитатель

Чалышева Е.В.

Г.о.г. Выкса

2023г.


Цель: совершенствование умения детей составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Задачи:

1. Закреплять умение правильно строить сложно-подчинённые предложения; продолжать упражнять в согласовании слов в предложении, обогащать словарный запас детей;

2. Развивать внимание, мышление, память.

3. Воспитывать доброе отношение к птицам.

Способы: беседа, мотивация, рассматривание картинок, вопросы поискового характера, муз. подвижная игра «Пальчики-ручки», артикуляционная гимнастика, рефлексия.

Средства: ИКТ, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, наблюдение за птицами во время прогулок, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Ход занятия.

Игра “Поделись улыбкой своей”

Дети встают в круг, педагог предлагает всем улыбнуться, «Поделиться улыбкой своей», подарить тепло своего сердца, направляя светлый горячий лучик всем детям., добрый свет улыбки направить друг другу.

Воспитатель: Сегодня утром я увидела, как к окну прилетела птичка. Я успела заснять этот момент на видео.

Воспитатель показывает видеосюжет на экране

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, для чего прилетела к нам птичка?

Ответы детей: Дети высказывают свои предположения, воспитатель делает вывод, что зимой холодно и голодно, поэтому птицы стараются  находиться рядом с человеком

Воспитатель: Птицы бывают самые разные. Я буду сейчас  описывать внешний вид и характер птички, а вы постараетесь отгадать, что это за птица.

Игра “Узнай по описанию”

Воспитатель: драчливый, весёлый, шустрый, удалой, покрытый серо-коричневыми перьями;  (воробей)

- желтогрудая, в чёрно-синей шапочке, юркая (синица)

- красногрудый, толстенький, любит семечки (снегирь)

- белобокая стрекотунья (сорока)

Ответы детей.

Воспитатель: Где можно встретить всех этих птиц? Почему они не улетели в тёплые  края?

Ответы детей.

 Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель: Нелёгкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях. Ведь зима бывает какая?

Ответы детей: вьюжная, снежная, морозная, ветреная, холодная, голодная

Воспитатель: Предлагаю вам изобразить, как завывает вьюга.

Упражнения на развитие силы голоса и артикуляции.

 Звук  «у»  дети произносят сначала тихо, потом всё громче и громче; затем наоборот : громко, тише, переходят на шёпот.

Воспитатель: Чтобы зимой не замерзнуть, надо активно двигаться. Предлагаю вам сделать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика ”Быстрая считалка”

Раз – мы песенку запели, (открывать широко рот и закрывать  его)

Два – уселись на качели, (открыть рот, тянуться языком то к носу, то к подбородку; рот не закрывать)

Три – на лошади скакали, (рот держать широко открытым; улыбнуться, медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него; тянуть подъязычную связку)

На четыре – поболтали, (широко открыть рот, «болтать» языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-б…л»)

Пять –по зубкам постучали, (держать рот  широко открытым, стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д..»)

Шесть – мы в «часики» играли (рот открыть, отводить высунутый язык то вправо, то влево)

Семь – лакали, словно кошка, (рот открыть, высунуть широкий язык; выполнять лакательные движения языком)

Восемь – спела нам гармошка (раскрыть рот и улыбнуться; присосать язык к нёбу, язык от нёба не отрывать, опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку)

Девять – сделали грибок, (широко открыть рот и улыбнуться; присосать язык к нёбу и не отрывать его; тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)

Десять – ротик на замок. (рот закрыть, язык спокойно лежит во рту).

Воспитатель: Как вы думаете, о чём хотела сообщить  нам птичка ?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, она хотела нам напомнить, что зимой мы должны помогать птицам. Вспомнить, как это делать, нам помогут вот эти картинки.

Работа по картинкам

Внимание на первую картинку.

Воспитатель:  Кого мы видим на картинке? Придумайте детям  имена. Где они находятся? Что делают ребята? Какое время года на улице? Что увидели ребята за окном? Почему птицы обратили внимание на детей? Что произошло дальше?

Дети придумывают рассказы к каждой картинке

Примерные рассказы:

1 рассказ.

Оля и Миша утром после завтрака сели пить чай.  За окнами дул холодный зимний ветер.. На дереве, которое росло рядом с домом , расположились птички. Они заглядывали в окна к детям, потому что хотели есть.

2 рассказ

Оле и Мише было жалко птиц, и поэтому они решили им помочь. Мальчик достал инструменты и гвозди, а девочка принесла  деревянные дощечки. Ребята решили сделать кормушку.

3 рассказ.

Когда работа была окончена , дети надели тёплую одежду , вышли на улицу и повесили готовую кормушку на дерево. Пока Миша прикреплял кормушку к ветке, Оля держала в одной руке пакет с кормом (едой?), а другой рукой кормила подлетевшую птичку. На ветках дерева тоже сидели птички и ждали, когда же можно будет поклевать крошек.

4 рассказ

После того, как дети повесили кормушку для птиц на улице, они вернулись в дом. Миша  и Оля разделись и подошли к окну, чтобы посмотреть, как птички клюют корм. Ребята были рады, что смастерили кормушку, к которой теперь будут каждый день  прилетать пернатые друзья.

Музыкальная подвижная игра «Пальчики-ручки»

Птицы-пальчики летят                                  Машем руками,

То вперёд, а то назад.                                     Как птицы

Что за птицы – назови!                                   Руки перед собой,

Это пальчики мои.                                          Разжимаем и сжимаем пальцы

Вверх взлетели высоко,                                  Побежали по кругу, 

Полетели далеко.                                            Делаем взмах руками

Вот уже над головой,                                     Руки положили на голову,

Не пора ли им домой?                                    Повертели головой –вправо-влево

Птицы возвращались,                                    Делаем взмах руками

Плавно опускались,                                       Приседаем

Прилетели, сели.                                           Сели на корточки,

Кушать захотели.                                          Делаем пальцы клювиком,

Просто поклевали.                                        Стучим по ковру

Видно, что устали.

Пальцы отдыхали                                          Встали, делаем махи

И опять летали.                                             Двумя руками

Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю кого-то из вас рассказать по порядку обо всём, что произошло на этих картинках.

1 рассказ

Однажды утром Оля и Миша сели пить чай с конфетами и увидели за окном сидящих на дереве птиц. Маленькие пташки ёжились от холода и смотрели на детей. Птицы хотели есть. Детям было жалко пернатых друзей ,и ребята  решили им помочь. Оля и Миша принесли инструменты, деревянные дощечки  и стали делать кормушку. После этого дети оделись потеплее и вышли на улицу. Миша  повесил кормушку на дерево, а Оля насыпала в неё  корм. Птички были этому очень рады. Теперь дети каждый день наблюдали за тем, как пернатые друзья  прилетали на кормушку .Ребята не забывали насыпать корм каждый день.

2 рассказ

Однажды зимним утром Оля и Миша собрались попить чаю с конфетами, но посмотрели в окно и увидели на улице голодных птиц. Ребятам стало их очень жаль, поэтому дети решили смастерить для птиц кормушку. Дома нашлись инструменты и деревянные дощечки для этого. Вскоре кормушка была готова. Оля и Миша оделись потеплее и вышли в сад. Мальчик повесил кормушку на дерево, а девочка насыпала туда корм. Ребята каждый день подкармливали птиц, чтобы им легче было пережить зимний холод.

3 рассказ

Однажды студёным зимним утром Оля и Миша пришли на кухню, чтобы попить чаю с конфетами. Их внимание привлекли птицы, сидящие на дереве, которое находилось около окна. Пташкам было очень холодно и голодно. Ребята решили помочь птицам. Дети нашли в доме инструменты и материал, из которого стали делать кормушку. Когда всё было готово, Оля и Миша вышли на улицу, одевшись потеплее. Пока мальчик вешал кормушку на дерево, девочка достала из пакета корм, чтобы покормить им птиц. Ребята вернулись в дом и стали наблюдать, как весело щебечут птицы, сидя на кормушке с кормом.

Воспитатель: Ребята, чей рассказ вам понравился больше и почему?

Ответы детей.

Рефлексия с птичками

Воспитатель: Кому сложно было составлять рассказ, посадите своих птичек под дерево, а кто трудностей не испытывал, посадите птичек на верхнюю ветку дерева.

Дети прикрепляют  птиц, вырезанных из бумаги на нарисованное дерево.

Воспитатель: Вы большие молодцы! Думаю, что теперь многие из вас захотят помочь птичкам так же, как наши герои из  рассказов, и повесят кормушки возле своих домов. Птицы будут благодарны нам за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. В связной речи реализуется коммуникативное  общение,  ярче выступает...