игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Соловьева Наталья Валерьевна

Представлен комплекс дидактических игр на развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 

1. Игры, направленные на уточнение названий предметов и активизацию в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным:

Игра  «Чье платье лучше?»

Цель: формировать умение выделять части предметов одежда и называть их словом. Игровая задача: помочь куклам помириться Ход игры: Педагог вносит в группу двух кукол из фетра (Катю и Веру) со сменяющейся одеждой. Рассказ педагога: Куклу Катю и куклу Веру пригласили на День рождения. Куклы стали собираться на день рождения и начали спорить, у кого самое красивое платье. Из-за того что они спорили, Катя и Вера поссорились. Из-за своей ссоры куклы стали плакать. Они так сильно плакали, что стали обе некрасивыми. Ребята, давайте умеем кукол, погладим им платья и поможем помириться(дети имитируют действия вслед за воспитателем). Одежда у кукол перепуталась, и теперь они не знают, кому какое платье принадлежит.  Педагог просит кукол рассказать ребятам о своих платьях. А они обязательно помогут куклам разобраться, где чье платье. Рассказ куклы Кати: У моего платья длинные рукава, оно голубого цвета, у него белый воротник, и два маленьких кармана. Рассказ куклы Веры: Мое платье желтого цвета, у него короткие рукава, зеленые пуговицы, красный воротник и большой карман с цветком. Дети слушают описание платья, вслед за куклами вслух повторяют описание деталей и отыскивают их на платьях.

Игра «Чья мама?»

 Цель: формировать умение называть животных и их детенышей. Игровой материал: картинки с изображением животных и их детенышей. Ход игры: Педагог раздает детям картинки с изображением детенышей животных. Взрослый достает из мешочка картинку с животным и задает вопрос: «Чья мама?». Ребенок, у которого на картинке изображен детеныш этого животного, поднимает руку и называет взрослое животное и детеныша. Если ребенок затрудняется назвать животное, ему помогают другие дети.

Игра «Найди игрушку»

 Цель: закрепление названий знакомых предметов, активизация словаря. Ход игры: педагог показывает детям определенное количество игрушек (игрушки могут быть подобраны следующим образом: одна кукла с бантом, другая в шапочке; мячи: большой синий, маленький желтый и т.д.). Дети рассматривают предметы, а после выходят в другую комнату или отворачиваются. Педагог раскладывает игрушки по разным местам. Игроки возвращаются (поворачиваются), перед каждым ставится задача найти определенный предмет: Катя – куклу с бантом, Андрей – большой синий мяч и т.д. После того, как предмет найден, ребенок должен назвать его.

Игра «Помогаем готовить обед»

 Цель: Закрепить знание об овощах и фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие овощи и фрукты. Понимать и использовать 50 в активной речи обобщающие слова «овощи» и «фрукты». Развивать мыслительные операции. Оборудование: муляжи овощей (морковь, капуста, картофель, лук) и фруктов (яблоко, груша), две кастрюли. Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми овощи и фрукты, и говорит, что куклы проголодались и хотят приготовить суп и компот, но из чего их готовят, они не знают. Спрашивает: знают ли дети, что кладут в суп, а что в компот. Просит детей назвать предметы, лежащие перед ними, и разделить их на группы. Предлагает помочь куклам приготовить обед: в одну кастрюлю сложить овощи, в другую – фрукты.

Игра «Парные картинки малышам»

Цель: знакомство с окружающим. Закрепление слова и развитие речи. Развитие внимания. Ход игры: Педагог предлагает ребенку определенное количество разложенных карточек (картинки подбираются исходя из программных задач, стоящих перед педагогом, это могут быть растения, животные, предметы обихода, игрушки и т.д.), ребенок должен подобрать пары картинок по сходству признаков (ведро, кувшин; кукла, машинка), назвать предметы, а затем объяснить свой выбор.

Словесное упражнение «Объясни слово».

Цель: закреплять умение через объяснение узнавать новые слова, описывать их признаки, указать основной вид использования. Задание: «Я хочу узнать, сколько слов ты знаешь и можешь о них рассказать. Скажи, что такое стол (мяч, зонтик, подушка, гвоздь, лопата и т.д)?»

Словесное упражнение «Отгадай-ка».

Цель: Развивать умение определять предмет по существенным признакам. 51 Педагог загадывает детям загадки о животных, овощах и т.д., называя их существенные признаки. Например: неуклюжий, косолапый, зиму всю сосет он лапу, а когда весна придет станет ждать пчелиный мед. Вы догадались, о ком(чем) идет речь? А теперь попробуйте вы описать какой-нибудь предмет так, чтобы я могла догадаться, что вы загадали.

 2. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи слова – признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать умение определять и называть словом признаки и качества предметов. Дидактическая задача: учить детей находить предметы в соответствии с заданным образцом. Игровая задача: определить животных по описанию. Игровые правила: определять героя в соответствии с описанием. Ход игры: Педагог сообщает детям, что у Мишутки День рождения. И он пригласил гостей. Он будет описывать детям своего друга, а они должны его угадать, если они назовут неправильно, то Мишутка огорчается. На фланелеграфе размещаются фигурки: лисы, зайца, волка, ёжика. Педагог от имени Мишутки описывает гостей: В пушистой, рыжей шубке, длинным хвостом, очень хитрая – лиса. С длинными ушами, коротким хвостом, в белой или серой шубке, очень быстрый и трусливый – заяц. В серой шубе, зубастый, злой – волк. Маленький, быстрый, колючий – ёж. После усвоения качеств и признаков, можно предложить детям самим описывать героев. А Мишутка будет угадывать кто идет к нему в гости.

Словесное упражнение «Назови такой же...» «Я буду называть предметы, а ты будешь называть мне предмет такого же цвета или размера или формы. Например: назови мне предмет такой же  круглый как тарелка…; такой же большой как дом…; такой же узкий как ленточка…. и т.д.»

 «Словесное упражнение «Назови признаки»

Цель:  Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных «Скажите, если предмет сделан из железа (бумаги, дерева, снега, стекла и т.д.), то как его можно назвать, какой он?»

3. Игры, направленные на развитие умения называть слова – действия (глаголы), связанные с движением, состоянием.

Игра «Кто что умеет делать?»

Цель: Расширение глагольного словаря. Ход игры: На первом этапе педагог называет действие, а детям предлагается назвать как можно больше предметов, которые относятся к этому действию. После того, как дети усвоят данный вариант игры, ход игры изменяется, детям предлагаются предметы или предметные картинки, и ставится задача объединить их в группы относящихся к действию. Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

 Игра «Кто что делает?»

Цель: пополнить словарь детей глаголами, обозначающими действия людей. Ход игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.

Словесное упражнение «Кто что делает?».

Цель: Закреплять умение подбирать слова-действия. Воспитатель: «Сейчас я буду называть вам слова, а вы будете мне называть, действия этого предмета?»

Метель – метет, а гром – .., ветер – .., а снег – ..., дождь – ..., а солнце – ... Методические указания: необходимо при каждом ответе задавать наводящие вопросы, например: «Солнце не только греет, что еще оно умеет делать?» Нужно давать детям возможность подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Так же можно проводить данное упражнение наоборот: «Кто летает? Кто ловит мышей? Что светит?» т.д.

4. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова.

Игра «Птицы, летите!»

Цель: формировать умение объединять предметы в тематические группы и использовать в речи обобщающие слова. Игровая задача: освободить птиц и зверей. Игровые правила: птицы улетают, а звери убегают, только после того как услышат правильный сигнал: «Птицы улетайте!», «Звери, убегайте!» Ход игры: Педагог детям располагает на магнитной доске изображения запертых в клетке птиц и зверей. Рассказ педагога: «Однажды Мальвина с Пьеро гуляли по лесу (располагает изображения персонажей) и увидели две клетки: в одной сидели птицы (синица, воробей, снегирь), а в другой звери (волк, лиса и медведь), они догадались, что это злой Карабас-Барабас запер животных. Мальвина и Пьеро хотят спасти обитателей клетки, но не знают как кним обратиться, нужно назвать их одним словом. Дети, должны назвать обитателей клетки обобщающим словом (синицу, снегиря, воробья – «птицы»; волка, медведя и лису – «звери») и определить, кому нужно сказать: «Бегите!», а кому – «Летите!». Пока Карабас-Барабас не вернулся, нужно всех выпустить на волю. Если дети назвали персонажей правильно обобщенным словом, то птицы улетают, звери убегают. Детям показывают соответствующую картинку. 54 В завершении игры между детьми распределяют роли(птицы, звери), для игры в обитателей клетки. Мальвина и Пьеро играют с детьми, называют обобщающие слова, дети делятся на группы в соответствии с ролью.

Игра «Новоселье»

Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова. Дидактическая задача: помочь разобрать вещи кукле Даше и Медвежонку. Игровые правила: разложить вещи по местам: посуду на полку для посуды; одежду в шкаф; обувь на обувную полку. Ход игры: Педагог размещает на фланелеграфе фигурки куклы Даши и Мишутки и говорит, что кукла Даша и Мишутка переезжают в новый дом. Машина подъехала к новому дому и нужно разгружать вещи. Перед детьми посудный шкаф, платяной шкаф, полка для обуви. Мишутка все время ошибается и расставляет вещи неправильно. Дети помогают игрушкам распределить привезенные вещи по группам: одежда – платье, кофта, куртка; посуда – кружка, стакан, тарелка; обувь – сапоги, сандалии, туфли.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова. Для игры используют четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Педагог раскладывает картинки перед ребенком и просит определить, какие картинки подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Наборы картинок могут быть разнообразными, например: стакан, тарелка, кружка и груша; заяц, медведь, ёж и утка; рубашка, платье, брюки и береза. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, педагог задает ему наводящие вопросы или просит назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты). 55

Игра «Назови одним словом»

Цель: закреплять в речи обобщающие слова. Ход игры: педагог размещает на фланелеграфе предметы одной тематической группы: посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки и т.д Дети проговаривают название предметов, когда выложены все предметы, педагог просит назвать предметы одним словом.

Словесное упражнение «Игра в слова» Цель: Закреплять умение подбирать имена существительные к обобщающему слову. «Назовите мне слова обозначающие: игрушки; овощи; фрукты; мебель, одежда и т.д.

5. Игры, направленные на развитие умения сравнивать и называть парные противоположные признаки предметов.

 Игра «Противоположности»

Цель: закреплять в речи слова парные противоположные признаки предметов. Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком изображения предметов и задает вопросы, например: «Слон какой? (большой), мышь какая? (маленькая)», «Посмотри, этот мальчик какой? (грязный), а этот мальчик? (чистый)». После педагог раскладывает картинки и предлагает распределить их по парам, подбирая противоположное значение.

 Словесное упражнение «Сравни предметы»

Цель: Закреплять умение называть слова с противоположным значением. Детям предлагается сравнить различные предметы по разным признакам, например: по вкусу, цвету, размеру и т.д.

Словесное упражнение «Слова-неприятели» (упражнение на закрепление антонимов). Детям дается следующая инструкция: сейчас я буду называть слова, а вы мне будете говорить слова, как можно сказать наоборот. Примеры: сухой, горячий, тонкий, острый, темный, чистый, быстро, далеко, высоко, поздно и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные логоритмические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Музыкальные логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры в детском саду с детьми малдшего дошкольного возраста 3-4 лет по развитию речи....

Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами, чтобы речь была правильной, необходимо ис...

Дидактические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста....

дидактическая игра по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "назови одним словом"

дидактическая игра по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "назови одним словом"...

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, способствующие развитию активного  словаря детей младшего дошкольного возраста....