Конспект ООД по О.О. Развитие речи по теме: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соколова Елизавета Викторовна

О.О. Речевое развитие.

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности.

Задачи: Грамматика: расширение и активизация словаря по теме. Составление предложений с определениями, приставочными глаголами. Употребление предлога К

Связная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам

Интеграция О.О.: познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа по теме «Весна. Весенние приметы», рассматривание иллюстраций перелетных птиц, рисование «грачи».

Словарная работа: журавлиха, скворчиха, стая

Оборудование: картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа; запись с голосами птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.03_razvitie_rechi.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

21.03.2023

О.О. Речевое развитие.

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности.

Задачи: Грамматика: расширение и активизация словаря по теме. Составление предложений с определениями, приставочными глаголами. Употребление предлога К

Связная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам

Интеграция О.О.: познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа по теме «Весна. Весенние приметы», рассматривание иллюстраций перелетных птиц, рисование «грачи».

Словарная работа: журавлиха, скворчиха, стая

Оборудование: картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа; запись с голосами птиц.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

-Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

- Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

- Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

- Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…( весна)

- Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1.Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

5.Что весной темнеет?(снег)

Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

Давайте представим, что мы попали в весенний лес.

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

(включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну , что чудо произошло? –Да!

2.Основной этап.

- Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

-Это птицы!

- Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

-Как называются эти птицы?(перелётные)

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. (Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

- Почему они называются перелётными?

Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

- А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и узнаем какие птицы прилетают весной.

1.В деревянный свой дворец

Прилетел весной …(скворец)

2.Песен звонких не жалей

Нам весною …(соловей).

3.Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят…( журавли)

4. Пёстры грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует ..(кукушка).

5.С буквы «А»начинается

Имя птицы…(аиста).

6.По весне к нам с юга мчится

Чёрная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных…(Грач).

-Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

Физминутка. Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

- Рассказ о птицах.

Сейчас с помощью опорных схем мы о каждой птичке составим небольшой рассказ.

Грач

Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Поиграем в игру «Почини предложение» (подобрать нужный по смыслу предлог( из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нём певец.

А зовут его?... (Скворец)

Скворец

Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.(летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

Игра « Подбери словечко»

- Как назвать скворца ласково?(Скворушка)

- Кто у скворца птенец, птенцы?(Скворчонок, скворчата)

- Как называется их мама?(Скворчиха)

- Какой домик строят люди для скворцов весной?(Скворечник)

Логопед.

3) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

Соловей

Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. 

 4) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый

А затылок, голый, красный

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

Образование родственных слов. Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок , мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

-Ласточка – красивая перелётная птица.

- У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

- Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

- Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

- Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

- Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

-Упражнение «Закончи предложение»

Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

- Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

- Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

- Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

- Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

- Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

3.Рефлексия

-Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?
-Что вам больше понравилось? А что нет?
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"

Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчи...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»

дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»

Задачи:• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;• Развивать диалогическую...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Перелетные птицы"

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...