Картотека игр в подготовительной группе
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Цветкова Ольга Владимировна

 Словесный волейбол

Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.

Укрась слово

К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.

Первая буква.

Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».

Скажи наоборот (Антонимы)

Бросаем мячик и говорим «холод». Ребенок должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

Я знаю

В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».

 Первая и последняя буква

Водящий загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать это слово. Кто угадал, тот загадывает следующий.

Я иду в поход и беру с собой

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

Где я был?

• Образовывать формы винительного падежа множествен­ного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отга­дать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

— Где я была? (На мо­ре.)

Предлагаем:

— А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много вол­ков или много бабочек. Глав­ное в этой игре — не отгадывание, а загадывание.

Наборщик

В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов.  Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д.  Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.

 Испорченный телефон

Все садятся в ряд. Ведущий сообщает шепотом на ушко фразу первому телефонисту, а тот должен передать по цепочке всем остальным. Можно использовать скороговорки, чистоговорки, поговорки.

Три линейки


 

• Ориентироваться на окончания слов при определении родо­вой принадлежности существительных.

Детям говорят, что на подносе есть разные предметы или предметные картинки. Нуж­но рассмотреть их и разложить на столе так, чтобы слева были те предметы, про которые говорят один, посередине — предметы, про которые говорят одна, спрпава — предметы, про которые говорят одно.

Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один. Ребенок выбирает предмет. Взрослый предлагает ему прове­рить себя: «Один совок—можно так сказать?» (Можно.)

Аналогичным образом раскладываются все предметы.

Что ты делаешь? (Русская народная игра)

• Активизировать в речи глаголы и глагольные формы, обозначающие профессиональные действия.

Игра проводится на улице. Ведущий назначает всем играю­щим, сидящим в кружке, работы: варить обед, печь хлеб, ремон­тировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник вы­капывает себе ямку, садится около, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке. Он задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит:

«Пеките все хлеб!» И все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому-нибудь с вопросом: «Что ты де­лаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он оши­бется и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.

Почта (Русская народная игра)

• Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани (любой город).

— А что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, ква­кают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.).

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим.

Король (Русская народная игра)

• Соотносить движение со словом, обозначающим профес­сию,

Кто-то из играющих по желанию становится королем. Ос­тальные считаются работниками. Король садится на определен­ное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у короля.

Сговорившись, подходят и говорят:

Здравствуй, король!

— Здравствуйте! — отвечает король.

— Нужны ли вам работники?

— Нужны.

— Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). Король должен сказать, что делает каждый, и если сразу

назовет все верно, то работники убегают к заранее назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться по поводу работ.

Если король назовет показанное неверно, дети повторяют движения пока наконец он не определит все работы пра­вильно. Ловить играющих король может только до тех пор, пока они не добегут до назначенного места. Если он не поймает никого, то остается королем на следующую игру. Главное в этой игре выбрать такую работу, которую трудно угадать, и таким образом заставить короля подольше исполнять свою роль.

Кузовок (Русская народная игра)

• Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования.

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: Вот тебе кузовок,

Клади в него то, что на -ок.,

Обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на -ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, саха­рок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. п.). Слова повторяться не должны. Если кто-то ошибется, то кладет в корзинку залог.

По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накры­вают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому де­лать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, на­пример попрыгать по комнате на одной ножке или загадку загадать, песенку спеть.

Отгадай кличку

• Подбирать слова для характеристики игрушечных персо­нажей.

В гости к детям приходят игрушки, например, лисенок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает:

- Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисен­ка подсказывает: «Меня зовут…», выбирает наиболее интересную кличку.

Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку для щенка.

Щенок и лисенок предлагают детям загадки. Как зовут их друга-гнома (белочку, зайчика и т.д.), который всего стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту?

Это правда или нет?

•Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

 

Теплая весна сейчас, Поздней осенью медведь

Виноград созрел у нас. Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу. А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ—это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

Какое слово заблудилось?

•Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами.


 

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.


 

Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.


 

Забодал меня котел, На него я очень зол.

Скажи по другому

• Подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настрое­ние. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный—это слова, близкие по значению, слова-друзья»:

— Послушайте, какие я назову предложения.

— Дождь идет (льет).

— Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет—как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Далее даются аналогичные задания на следующие словосоче­тания:

чистый воздух (свежий воздух); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда);

самолет сел (приземлился}, солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом: очень большой — громадный, огромный;

очень маленький — малюсенький и т.д..

Нарисуем картину словами

•Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновен­ными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме (весне, лете, осени), а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Под голубыми небесами Пришла, рассыпалась клоками,

Великолепными коврами, Повисла на суках дубов;

Блестя на солнце, снег лежит. Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.,

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

Придумай сказку

•Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

I вариант

Взрослый выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники»:

Плакала Снегурочка, Там, где шла и плакала,

зиму провожая, трогая березы,

Шла за ней печальная, Выросли подснежники —

всем в лесу чужая. Снегурочкины слезы.

Обращается к детям: «Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».

II вариант

Взрослый говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, кото­рую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцующие снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если захотите, може­те потом нарисовать свою сказку».

III вариант

Взрослый предлагает: «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте рас­скажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов».

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно пред­ложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Загадка

•Выделять признаки предметов, придумывать загадки, ис­пользуя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра­жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Отгадай сказку

•Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право зага­дывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

На что похоже?

• Подбирать сравнения для наиболее точного описания пред­мета.

Взрослый договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т. п. со сходными и известными всем предметами). Считалкой выбирается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.

Придумай предложение

(К занятию по заучиванию стихотворения А. С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало...»)


 

Детям читают фрагмент из романа «Евгений Онегин». Говорят: «Сегодня вы познакомились с красивым и печальным стихотворением об осени. Придумайте сами грустное предложе­ние об осени. Скажите его с грустной интонацией. А теперь придумайте грустный рассказ об осени. Нарисуйте грустную картинку про осень».

— Но ведь осень не только печальное время года. Люди осенью радуются красивому убранству леса, сада, хорошему урожаю. Придумайте веселое предложение об осени. Скажите его так, чтобы чувствовалось ваше радостное настроение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

картотека прогулок в подготовительной группе

Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:формировать понятия о смене времен года;уточнять представления об особенностях каждого сезона.Ход наблюденияКрое...

Картотека подвижных игр. Подготовительная группа

Подвижные игры с детьми на прогулке....

Картотека прогулок для подготовительной группы.

Занимательная подборка наблюдений с детьми подготовительной группы, включающая в себя основные компоненты: наблюдение, трудовая деятельность, подвижные игры и индивидуальная работа....

ТРИЗ. Картотека для старшей - подготовительной группы

Картотека  ТРИЗ ( по книге С.Гин  "Триз в детском саду"...