Лэпбук "Логопед и я"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Арутюнова Ирина Львовна

В этом материале доступные и понятные игровые логопедические задания не только для специалистов, но и для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровой логопедический материал948.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида№ 97»

 

Методические рекомендации к

лэпбуку

«Логопед  и  Я»

Автор:

Арутюнова Ирина

Львовна


Актуальность. Современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию детей. Одним из таких средств обучения является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.

Лэпбук (lapbook, в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» lap - колени, book – книга, или как его еще называют тематическая папка, в ней собирается материал по какой-то определенной теме.                                    

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми. Наполняемость логопедического лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и логопедом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, логопедический лэпбук дает возможность учителю-логопеду построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Логопедический лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию, закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал. В любое время ребенок может самостоятельно открыть лэпбук и повторить пройденное.  

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. В процессе логопедических игр, которые представлены в лэпбуке  ребенок познает мир, учится управлять своим артикуляционным аппаратом, развиваются все компоненты речевой системы, а также ВПФ.

Проблема. ФГОС ДО предполагает планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает жизнь детей в детском саду более интересной. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено.  Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной  деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Целью моей работы стало изучение возможностей лэпбука, как современного средства развития речи дошкольников.

Лэпбук я условно делю на несколько частей.

 В первой части - располагается информация, которую необходимо усвоить (закрепить) детям.  Это артикуляционная гимнастика в подвижном варианте, с помощью игровых картинок, съедобных предметов. В этой части главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации, а ребенок учится артикуляционным позам, без которых не получится ни один звук.

Вторая часть – это дыхательная игровая гимнастика.

Третья часть игровая пальчиковая гимнастика.

Четвертая часть - логопедические игры (авторские), посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал: «игры «учим пальчики с помощью шапочек, резиночек», «найди звук», «сделай звуко-буквенный анализ слов с помощью гномиков» и т.д)

Помимо того, что лэпбук - это прекрасное дополнение к развивающей среде, он имеет массу других преимуществ:

- осуществление системно - деятельностного подхода. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности;

- поддержка детской инициативы. В процессе творчества ребенок становится не только соавтором книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй при составлен рассказов по картинкам. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Родители могут обеспечить поддержку:

- организационную;

- информационную (сбор информации для лэпбука);

- мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе).

Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук «Логопед и Я».

При использовании лэпбука на протяжении всего игрового действия, как сюрпризный момент используется зайчик, он подвижный.

Цель: Создание условий для  развития речевой активности, интеллектуально – творческого потенциала.

Задачи: 

- создать положительный настрой на работу, пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе нормализации звукопроизношения и всех речевых компонентов;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

- увеличить объем коррекционного воздействия.

  1. Раздел с карточками «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика.это комплекс упражнений. Направленный на развитие и укрепление всего речевого аппарата губ, языка, нижней челюсти и щек.

E:\1639241515980.jpgE:\1639241541117.jpgE:\1639241529758.jpgE:\1639241506888.jpg

С помощью логопедических пособий мальчика и девочки на липучках вырабатываются полноценные движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука. В этих картинках прорези для движущейся ленты на которой происходит смена артикуляции. Далее мы можем сменить это пособие с помощью липучек и прикрепить песика Тяпу из фетра. У него также имеются артикуляционные позы языка, при помощи картинок идет смена поз. Далее  возможна смена на артикуляционные позы гласных звуков (учим произносить гласные звуки правильно). Затем к этим гласным прикрепляются символы звуков в картинках и идет автоматизация поставленных у ребенка звуков.

Следующее пособие «Артикуляционные ряды». В пособие входит 44 двухсторонние карточки. 11 артикуляционных поз-схем, по 4 каждой. На одной стороне артикуляционная поза, на другой - схематическое изображение в виде кружочка (губы), стрелочки (язык) и точки (губы/язык).

Данное пособие предназначено для выполнения артикуляционной гимнастики, а также отработки у детей переключения с одной артикуляции на другую.

Использую артикуляционную гимнастику с забавными картинками под названием  «Мышка», «Обезьянка» и т.д., картинки и названия дают слуховую и зрительную опору, дети  запоминают артикуляционной позы легче и лучше.

E:\1639241500003.jpg

«Вкусная артикуляционная гимнастика» (сенсорная) отличается тем, что мы используем овощи, фрукты, зелень, бублики, сладкие палочки, конфеты- задействуем вкусовые, обонятельные, тактильные анализаторы, позволяя не только разнообразить само проведение гимнастики, но также добиться более четкого выполнения упражнений. И даже те упражнения, которые раньше ребенку не удавались - легко поддаются.

Упражнения:

Ребенок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку-драже.

Облизывать Чупа-чупс на палочке. Положение конфеты периодически меняем.

Держим губами бублики разных размеров, прикусываем вкусную соломку, образуя щель между зубами и заборчик.

  1. Раздел с пособиями «Дыхательная игровая гимнастика».

E:\1639241500003.jpg

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клетки организма.

Дыхательная гимнастика развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. Способствует выработки правильной воздушной струи для последующей постановки звука. Предлагаю ребенку следующие игровые упражнения: «Загони мяч в воротца», «Подуй на бабочку, снежинку, листочки, птичку» и т.д.

 

  1. Игровая «Пальчиковая гимнастика с разноцветными резинками и шапочками»

E:\1639241493294.jpg

В этой игре мы учим ребенка различать правую и левую руки, а также предлагаем выбрать карточку с изображением руки и надеть на свои пальчики указанные на рисунке шапочки. Формируем понятия: «право», «лево», «правая», «левая», учим название пальцев, повторяем цвет, развиваем память, внимание, речь.

  1. Логопедические игры для развития всех речевых компонентов.

Игры на формирование фонематических процессов: «Что в мешочке», «Где спрятался звук», «Гномики»; игры на развитие слоговой структуры слова; «Посчитай и назови», «Бабушкино угощение», мнемотаблицы для разучивания стихов на все поставленные звуки, картинки для составление описательных рассказов, Игры на автоматизацию звуков; «Найди и расскажи», «Игры с лупами», игры на липучках для автоматизации звуков и т.д.

E:\1639241478010.jpgE:\1639241485820.jpg

 

E:\1639241438207.jpg

E:\1639241447077.jpgE:\1639241453995.jpg

E:\1639241462240.jpg

E:\1639241430733.jpg

E:\1639241470421.jpg

Увидев, какой интерес вызывают лэпбук у детей, я задумалась - какую пользу приносит лэпбук, что развивает? Проведенный анализ привел меня к следующим выводам:

-наглядные артикуляционные, дыхательные демонстрационные пособия вызывают огромный интерес у детей при выполнении заданий, способствуют правильной артикуляции и правильному дыханию через нос и говорению на выдохе;

- предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять;

- игры с резиночками, шапочками развивают мелкую моторику, внимание, память;

- игры на формирование фонематических процессов развивают слух, внимание; умение выделять звук, делать звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги.

- стихи, рассказы, развивают память и восприятие.

Я считаю, что нет ни одной психической функции, не затронутой содержанием лэпбука. Кроме того, общение с интерактивной папкой – это очень интересный, яркий путь достижения целевых ориентиров.

Таким образом, можно сказать, что логопедический лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, он всегда воспринимается дошкольниками как игра, к которой интересно возвращаться, как книга – которую интересно перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти.

Каждая часть лэпбука взаимозаменяема в зависимости от речевых потребностей ребенка.

Педагогическая разработка адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам дошкольных образовательных организаций, родителям воспитанников.

Содержание:

  1. Артикуляционная гимнастика с девочкой и мальчиком.
  2. Артикуляционная гимнастика с собачкой Тяпой.
  3. Вкусная артикуляционная гимнастика.
  4. Игровая пальчиковая гимнастика с  резиночками  и шапочками.
  5. Игра «Определи место звука в слове»
  6. Игра с гномиками «Составь звукобуквенный анализ с помощью   гномиков»

7. Взаимозаменяемые игры на все компоненты речевой системы.

   

Литература:

1. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006

2.Теремкова Н,Э. Логопедические парные картинки.

3.Логопедический набор с умным  фонариком  «Найди и расскажи».

4. https://урок.рф/