Картотека игр по гидрогимнастике для дошкольников
материал по развитию речи

Дюргус Елена Сергеевна

Гидрогимнастика - это паличиковая гимнастика в чашке с водой. Дети пальцами, ладонями производят различные действия с предметами в  воде, при этом произносят различные стихи. Таким образом, дети могут пополнять словарь, отрабатывать звуки, развивать моторику.  Гидрогимнастику  применяют в своей практике логопеды. В данной картотеке представлены игры для развития словаря прилагательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_gidrogimnastike.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека гидрогимнастики на развитие словаря признаков у дошкольников

Формирование словаря синонимов

Гидрогимнастика с паралоновыми губками

«Закончи высказывания»

Детям предлагается закончить предложения, используя слова-синонимы. При этом поочереди каждым пальцем в отдельности с силой нажимаеют на губк, сразу правой и левой рукой.

Слон сильный и … (мощный) Песня весёлая и … (радостная) Урожай обильный и … (богатый) Туфелька маленькая и … (крохотная)

Гидрогимнастика с камнями

«Cкaжи инaчe»

Дeти нaзывaют cлoвa одновременно прокатывая два камня между ладонью правой и тыльной стороной левой руки и наоборот.

 гpycтный - …, ypoдливый - …, мизepный- …, пpиятный - …, бecтoлкoвый - ….., нарядный -…, радостный - …, страшный - ….

Гидрогимнастика с мячом

«Скажи по-другому»

Дети отвечают на вопросы, одновременно с этим прокатывают мячик между ладонями рук, затем -между пальцами рук и прокатывают мячик по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот.

А какой заяц на картинке? (грустный)

- К слову грустный подберите слова, похожие по смыслу (печальный, невеселый)

- Если заяц печальный, то какое у нее настроение? (Плохое).

Как можно сказать по другому?  чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая);

Гидрогимнастика с кубиками из паралоновой губки

«Подбери похожее словечко»

Губку сжимай, нужное слово – называй (поочередное сжимание губки большим пальцем и указательным, большим и средним и т.п.)

Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

Гидрогимнастика с четырехгранным карандашом

«Назови лишнее слово»

Детям нужно выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему, при этом прокатывают карандаш от основания ладони к подушечкам пальцев.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Формирование словаря антонимов

Гидрогимнастика с камнями

 предложение» 

 предлагается закончить предложение, перекатывая при этом небольшой камень между пальцами.

Слон большой, а комар...

 тяжелый, а пушинка...

Золушка добрая, а мачеха...

 сладкий, а горчица...

Дерево высокое, а куст...

Дедушка старый, а внук...

 горячий, а компот...

 черная, а снег...

 смелый, а заяц...

Гидрогимнастика с  четырехгранным карандашом

«Слова неприятели»

Дети называют слово неприятель, одновременно при этом прокатывают палочки от основания ладони к подушечкам пальцев.

больной, белый,  веселый,

темный, горький,  здоровый, новый,  острый, толстый.

Гидрогимнастика с мячом «Сравни зверей»

Педагог  предлагает рассмотреть мишку и мышку и ответить на вопросы. При этом дети прокатывают мячик между указательными пальцами левой и правой рук, средними, безымянными и мизинцами.

Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)?

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

Активизация словаря признаков

Гидрогимнастика с бусинами

«Назови лишнее  

Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. При этом  выполняется прокатывание бусинок в тазике с водой поочередно каждым пальцем одновременно левой и правой рукой.

Грустный,  унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый,  долгий, хрупкий.

Крепкий,  прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Гидрогимнастика с мячом

 на вопросы «какой?», «какая?»,  «какие?»

Педагог называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы. При этом прокатывание мячика по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот.

 трава (какая  — зеленая,  шелковистая, высокая,  густая, скользкая,  болотная

Гидрогимнастика с бусинами

Добавить слово  предложение, отвечающее  вопросы:  «какая?», «какое?», «какие?»

П как можно  слов, отвечающих  вопрос «какое?». При этом Прокатывание двух бусинок между ладонями круговыми движениями.

Светит  солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

Гидрогимнастика с мячом

 Что приготовим?»

Мяч катай, слова называй. Прокатывание мячика между указательными пальцами левой и правой рук, средними, безымянными и мизинцами.

Из  - яблочное повидло;

 банана -  повидло;

Из лимона  лимонный сок;

Из  - грушевый компот;

Из малины - малиновое варенье;

Из грибов  грибной суп  т.д.

Гидрогимнастика с карандашом

«Что из чего?»

Н детей образовывать  прилагательные от существительных. При этом перекатывают карандаш между пальцами.

из соломы -

из шерсти  

из  –

из глины  

из стекла-

из  

из  

из  

из  

из железа-

Гидрогимнастика с крышками

«Загадай-ка»

Педагог показывает муляжи, картинки фруктов и просит ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать». Ребенок загадывает и  при этом  прокатывает крышку между ладонями рук.

Муляжи фруктов: банан, яблоко, груша, апельсин, персик, лимон, ананас.

Гидрогимнастика с камнями

«Что из чего?»

Детям показываются картинки с изображением посуды и предлагается продолжить предложение. При этом дети  прокатывают камень от основания ладони к подушечкам пальцев.

Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.

Мама купила новую (стеклянную) посуду.

Ми пьем чай из (стеклянной) посуды

Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.

Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.

Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.

Таня высыпает муку из (глиняной) посуды.

А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.

Мама ставит на плиту (металлический) чайник.

Это чашка. Она сделана из фаянса. Это (фаянсовая) чашка.

Петя уронил и разбил (фаянсовую) чашку.

Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).

Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).

Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.

Гидрогимнастика с бусинами

«Опиши животное»

Ребенку необходимо подобрать слова, описывающие животных, показанных на картинках, при этом  прокатывая две бусинки между ладонью правой и тыльной стороной левой руки и наоборот.

(медведь – косолапый, неуклюжий, бурый; лиса – хитрая, рыжая; белка – проворная, быстрая, прыгучая; заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой).

Гидрогимнастика с паралоновой губкой

«Какой? Какая?»

Ребенку необходимо продолжить предложение, при этом  сжимать губку рукой, прокатывать между ладоней.

- Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)

- Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)

- У ежа иголки, он … (колючий)

- У носорога толстая кожа, значит, он какой? (толстокожий)

- У жирафа длинная шея, значит, он какой? (длинношеей)

- У волка большие зубы, значит он какой? (зубастый).

Формирование пассивного словаря

Гидрогимнастика с крышками

 по картинкам 

Предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную. При этом катают крышки попеременно между пальцами сразу обоих рук и называют правильную картинку.

Я  с тонкой  пятнистый (жираф).

Я  толстый и  (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный,  с длинной  (лев).

Я горбатый,  длинной шеей  тонкими ногами (верблюд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр малой подвижности для дошкольников

Здесь представлены малоподвижные игры для детей младшей, средней , старшей и подготовительной групп,...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека игр для развития мышления дошкольников

Собраны игры и упражнения по развитию мышления дошкольников с описанием развивающих эффетов...

Картотека пальчиковых игр для младших дошкольников.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики  являются пальчиковые игры. Они эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элемента...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями

В основном, знакомство со строением дерева, разными видами деревьев, их семенами, плодами, листьями происходит во время прогулок и экскурсий. Дети обследуют оъекты самыми разнообразными способами: вер...

Картотека "Картотека бесед по нравственному воспитанию дошкольников"

Картотека бесед по нравственному воспитанию детей 5-7 лет....