Мастер-класс "Методика обучения детей составлению загадок"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Томилина Екатерина Геннадьевна

Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, прием олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_detey_sostavleniyu_zagadok.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                 

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению загадок»

Составители:

воспитатель Варака Т.М.,

учитель-логопед Томилина Е.Г.

        Ступино 2022

  Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.

Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи у детей дошкольного возраста.

В своей работе мы используем различные модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Придумывать загадки труднее, чем отгадывать. Сначала дети придумывают по образцу заданной загадки, и с трудом справляются, но в дальнейшем уже сами составляют более сложные и интересные загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления действий предмета без его называния. Покажите детям картинку с предметом и предложите подумать и перечислить, что может делать этот предмет. Например, вы показываете картинку «цветок». Что делает цветок? (Растет, распускается, цветет, пахнет, увядает).

Другой несложный способ обучения детей составлению загадок - это составление загадок с прямым описанием характерных особенностей предмета без его называния. Например: вы показываете картинку «яблоко». Какое оно может быть? (Спелое, круглое, сочное, румяное, сладкое или кислое, что это?)

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

Загадка, составленная по методу отрицания. Это достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Обучение детей составлению загадок в подготовительной группе "В магазине"

В данном конспекте представлена схема работы по обучению детей отгадыванию и составлению загадок в ходе сюжетно-ролевой игры....

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".

При работе с загадками у детей развивается: мышление,   речь,  внимание,  память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"

Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...