Методичка
методическая разработка по развитию речи

Гарнева Мария Леонидовна

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

                                                                                                     

Пояснительная записка.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Книга должна быть интереснее Интернета, интереснее клипа, интереснее телевизионных фильмов. Так что может вызвать интерес? Конечно, жизнь семьи. Конечно книга, которую помогает прочесть мама, папа, бабушка по ролям или обсудить её. Есть еще одна особенность, если родители говорят с ребенком о родословной семьи: о бабушке, о дедушке, т.е. о том, что не может не быть интересным ребенку, что происходит с его близкими – это сближает его с семьей, а, значит, успех и в семейном чтении будет достигнут.

План работы на год

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1.Подбор и изучение методической литературы. 2.Анкетирование родителей «Семейное чтение»

Октябрь

Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам»

Ноябрь

Организация семейного чтения «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»

Декабрь

Консультация «Как превратить чтение в удовольствие»

Январь

Буклет для родителей по приобщению  дошкольников  к чтению «Как хорошо уметь читать»

Февраль - март

Создание Буккроссинга в группе

Апрель

Театрализованная деятельность родителей по русским народным сказкам. Показ сказки.

Май

Анкетирование «Мама, папа, я – читающая семья».

Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам»

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Организация «семейного чтения»

Семейное чтение. От этих слов веет домашним уютом конца 19-го – начала 20-го вв. Веранды, чай для всех домочадцев, аромат душистых цветов в саду. Для нас это герои Тургенева, Чехова, Бунина. Чтение хорошей книги в кругу милых тебе людей, ее обсуждение – это всегда процесс совместного переживания («сопереживание», «сочувствие»), который дает возможность лучше понять себя, другого человека; это формирование единых духовных ценностей семьи, ее культуры.

Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад, но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.

Для возрождения традиций семейного чтения помогут:

  • Памятки и буклеты.
  • Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам.
  • Выставки книг.

Организация «Семейного чтения»

Работа с детьми

1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно)

Цель; готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;

развивать связную речь, ее выразительность; уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей; через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.

2. Игры-драматизации

Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

3. Дидактические игры

Цель: дидактическая игра закрепляет знания детей о художественной литературе, учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать; развивает связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, паять, воображение.

Дидактические игры: «Сказочное лото», «Спой вместе с героем», «Отгадай загадку по предметам из волшебного мешочка», «Найди свою сказку», «Отгадай сказочного героя» и т.д.

Работа с родителями.

  • Выставки

Цель: сблизить семейный коллектив, помочь детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами

Прошли такие выставки как: «Петушок золотой гребешок»,  «Моя любимая сказка», «Волшебный теремок»

  • Предложить проиграть  игру «Скажи наоборот»

Она закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Задание: Я называю слова с противоположным значением, и по этим словам вам нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково» – «Двое из Простоквашино», «Знай-ка в лунной деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Суп из молотка» – «Каша из топора»).

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова

  А) - «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть, по-моему, вели». (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)

 - «Раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши».)

Б)    - «Крекс, фекс, пекс!» (Буратино.)

        - По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)

В)   - Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)

  - «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко)

Продолжите название литературного произведения

А) – С. Маршак «Двенадцать……..» (месяцев)

     - К. Ушинский «Слепая………» (лошадь)

Б)  - Ш. Перро «Кот в……….» (сапогах)

      - Н.Носов «Живая…….» (шляпа)

В)   - В.Бианки «Как Муравьишка……….» (домой спешил)

       - С.Аксаков «Аленький………» (цветочек)

К какому виду творчества это относится?

• «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

• «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

• «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

• «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

• «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)

• «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

• «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

• «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

• «Жили-были дед да баба» «Сказка»

Памятка для родителей «Как превратить чтение в удовольствие»

Чтение книг должно стать привычкой, любимым занятием для детей.

Важно приобщать детей к чтению сказок, фольклора, поэзии, рассказов. Выбирать книгу для чтения родители и ребёнок могут вместе. В этом случае процесс чтения превратится в удовольствие.

Во время прочтения книги важно уделить внимание значению новых слов, обсуждению ситуаций. Хорошо, если ребёнок поделиться своими мыслями, чувствами.

Советы родителям по приобщению ребёнка к чтению книг:

- начинайте читать книги ребёнку с раннего детства, когда он не умеет ещё разговаривать, сделайте чтение книг ритуалом (отведите для чтения определённое время, хорошо, если чтение будет ежедневно перед сном,

- воспользуйтесь принципом «неоконченного чтения»: не дочитав до конца произведение художественной литературы, дайте возможность ребёнку побыть наедине со своими мыслями, поразмышлять, а что могло бы произойти с героями дальше, затем дочитайте книгу до конца (можно к чтению вернуться на следующий день,

-обязательно рассматривайте вместе иллюстрации в книге по ходу чтения, чтобы лучше представить образ героев, погрузиться в атмосферу происходящих событий,

-развивайте интерес к разным жанрам художественной литературы,

-называйте автора произведения, рассмотрите его портрет,

-выбирайте книгу в книжном магазине вместе, учитывайте интересы ребёнка,

-когда ребёнок подрастёт, запишите его в библиотеку,

-старайтесь обсуждать прочитанное, создайте ситуацию, чтобы ребёнок поделился своими эмоциями, разыгрывайте сценки, читайте по ролям, если произведение уже знакомо ребёнку, заучивайте отрывки из стихотворений, песенки героев из русских - народных сказок,

-после прочтения книги организуйте творческую мастерскую и нарисуйте вместе с ребёнком героев сказки,

-и, конечно же, читайте книги сами, подавайте личный пример ребёнку, чтобы он видел, что чтение для вас интересно и увлекательно.

Создание Буккроссинг в группе.

Буккроссинг - это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами.

Хотя само понятие "Буккроссинг" существует уже очень давно, в нашей стране это явление стало популярным сравнительно недавно. Порой, когда

дети вырастают, многие книжки становятся не нужными, они лежат и пылятся на полках.

Правильнее всего отдавать эти книжки в библиотеки, своим знакомым, в детские дома, которые нуждаются в них. Таким образом, избавляясь от старых книг, Вы делайте доброе дело.

Суть Буккроссинг  в том, что человек, прочитав книгу, которая ему очень понравилась, не кладет томик в пыльный шкаф, а оставляет в общественном месте. Делается это для того, чтобы другой, случайный прохожий, нашел ее и с удовольствием прочитал. Но и он в свою очередь обязан передать книгу тем же способом следующему счастливчику.

На каждую книгу наносится специальная наклейка, где рассказывается о том, что данный том находится в свободной библиотеке.

Вы заходите на специальный сайт и пишете, что теперь книга у вас.

Так же можете посмотреть, от кого и откуда она пришла к вам.

Но в стенах детского сада мы немного Буккроссинг упростили.  

Данная форма работы нами была использована впервые, благодаря которой дети с желанием приносили книги из домашней библиотеки, делились своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления книги в семье. Под руководством педагога учились делиться своими книгами. Быстро запоминали авторов книг.

Правила пользования Буккроссинга:

1. Берем книгу.

2. Записываемся в журнале Буккроссинга.

3. Забираем книгу домой.

5. Читаем книгу ребёнку.

6. Возвращаем книгу.

7. Делаем запись о возврате в журнале Буккроссинга.

Наименование книги

Кто принес, дата, подпись

Кто взял, дата, подпись

Список использованных материалов:

  • Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских традиций / И.И. Тихомирова //Школьная библиотека, 2006.
  • Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я, 2004
  • Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  • Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  • http://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskie-skazki-danyi-material-soderzhit-cikl-logopedicheskih-skazok-po-artikuljacionoi-motorike.html
  • http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/10/semeynoe_chtenie_2.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....