консультация для воспитателей "Игры для развития речи"
картотека по развитию речи

Белова Анна Александровна

В консультации размещены различные речевые игры, которые можно использовать для разного возраста в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи

Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом.

Например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Речевая игра «ИЩИ»

Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»

Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

               

Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Цел: Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

Цель: Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Речевая игра «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

                     

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

                                     

Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы -… (клюквенный кисель).

Суп из овощей -… (овощной суп).

Пюре из картофеля - … (картофельное пюре). И т.д.

                         

Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

Речевая игра «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением

(далёкий – близкий, высокий – низкий).

Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить подбирать синонимы.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например, стужа – мороз).

                                       

Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

                     (И.Лопухина)

-  Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

                               

Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель: Развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» - и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

                                           

Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

- А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

                   

Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,

Что с зари и до зари   сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).

                   

Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар…».

Игры на развитие грамматического строя речи.

     «Один – много».  Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».

     «Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

     «Лови и бросай, и цвета называй». Цель: согласование существительных и прилагательных. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Примеры: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

Игры на формирования звуковой культуры речи

 «Стучалочка, звуки я сказать хочу и по мячику стучу». 
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например, А АА ААА ЭЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ.

«Интонационное выделение слова». Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой. Например: са-са – идет ЛИСА.

Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель: Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Магазин». Цель: Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.) «Радио». Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

«Что это за птица (зверь)?» Цель: Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам». «Да-нет».

Цель: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» - «Нет». «На стене?» - «Нет. «На полке?» - «Да». «Он стеклянный?» - «Да». «Это ваза?». – «Да». Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Похож – не похож». Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного.

Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить.

К.И. Чуковский «Путаница».

«Придумай небылицу». Цель: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать. Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол» «Каменный» - «Дом».

«Кто больше?» Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

«Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.

«Вершки – корешки». Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). «Морковь» - (ответ «Корешки»). «Помидор» - «Вершки».

«Назови три предмета». Цель: Упражнять детей в классификации предметов. «Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

«Охотник». Цель: Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

«Звери, птицы, рыбы». Цель: Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.) «Кто вырастил зерно?» (хлебороб). «Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Испорченный телефон». Цель: Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.

«Краски». Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.

«Где мы были, мы не скажем». Цель: Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).

«Наоборот». Цель: Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).

«Когда это бывает?». Цель: Уточнить и углубить знания о временах года. «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры - предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...