Программа по развитию литературной одарённости детей 5-7 лет "Искусство слова"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой конкретный план работы с дошкольниками, имеющими признаки литературной одарённости, богат необходимыми для его реализации методическими материалами. Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами по работе с литературно одарёнными детьми, построена на достижениях отечественной психологической и педагогической науки. В её основу положены: принцип деятельностного подхода к развитию ребёнка и организации образовательного процесса, теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребёнка в специфически детских видах деятельности, фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко»

города Котовска Тамбовской области

Программа по развитию литературной одарённости детей 5-7 лет

«Искусство слова»

Разработала:

воспитатель – Прохорова Н.А.

г. Котовск, 2020

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Главное в педагогике творчества –

не дать угаснуть Божьему дару,

не помешать расцвести

«таинственному цветку поэзии»

 в душе ребёнка…

Л.Н. Толстой

Кто из нас в детстве не любил фантазировать? Данный вид деятельности особенно характерен для детей дошкольного возраста. Отличить правду от вымысла в разговоре с ними временами бывает очень непросто. Да и сами они, как утверждают психологи, делают это зачастую неосознанно, теряя границу между реальностью и выдумкой. Сочинение, творческое изложение сказок, игры с рифмой, стихосложение– это всё литературная деятельность дошкольников, в которую они с удовольствием включаются, и которую сами же порой  инициируют. Но одно дело тяга к фантазированию, как признак возраста, и совсем другое – наличие у ребёнка литературной одарённости. Для её развития мало фантазии, воображения, желания. Любому творчеству, в том числе литературному, необходимо учить, знакомя с лучшими его образцами, этапами, помогая овладеть необходимыми умениями. Очень важно сделать это ещё в старшем дошкольном возрасте, пока интерес к литературе находится на пике своего естественного развития. Кроме того, литературное творчество даёт ребёнку возможность обобщить свой жизненный опыт, способствует росту его личности (через самопознание и самовыражение), его успешности в обучении, в социуме, в будущей взрослой жизни.

Актуальность «Подпрограммы по развитию литературной одарённости детей 5-7 лет «Искусство слова» (далее – Подпрограмма) подчёркивается ещё и тем, что её реализация создаёт дополнительные условия для развития речевой свободы дошкольников. И как следствие – наращивания опыта их речевого общения, формирования у них грамотной и более образной речи(в основу тематического планирования занятий положена весьма эффективная на сегодняшний день «Технология развития связной речи дошкольников» Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко), в том числе, самого проблемного в становлении её вида –монолога.

Подпрограмма разработана в соответствии с нормативно-правовыми  документами по работе с одарёнными детьми:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.)

Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)

Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 "Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей"

Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области

Подпрограмма построена на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, в их основе:

1 — деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.);

2 — теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе, подчеркивающая непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец);

3 — фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной с взрослым деятельности.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что данный материал предназначен помочь  педагогам дошкольных учреждений организовать работу с литературно одарёнными детьми грамотно, последовательно (начиная с выявления в том числе скрытых творческих способностей), системно, в интересной, доступной для них форме (встречи в литературной гостиной), с учётом ведущих принципов обучения: последовательности и постепенности, минимакса, индивидуального подхода, активности и сознательности,  развивающего обучения, связи с жизнью.

Отличительной особенностью Подпрограммы является, заложенная в основу всей «Программы по развитию признаков одарённости детей дошкольного возраста «Росточек», концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

Содержание подпрограммы  – это четыре тематических блока: «Образное слово», «Малые фольклорные жанры», «Первый поэтический опыт», «Составление творческих рассказов и сказок», каждый из которых в свою очередь разделён на подтемы. Так, период знакомства с поэзией включает в себя несколько циклов занятий. Первый из них посвящён знакомству с рифмой, её видами, способами рифмовки стихотворных строк и таким наиболее простым в создании формам стихотворных текстов как лимерик и синквейн. Во втором цикле занятий детям предстоит познакомиться с творчеством авторов родного города, края, юными поэтами Котовска, что позволит заложить в них уверенность в собственных литературных способностях перед более серьёзным поэтическим опытом, включающим работу с такими стихотворными формам как монорим, палиндром, фигурные стихи, тавтограмма, акростих, и некоторыми другими. Это уже третий цикл встреч в литературной гостиной. И в нём, также, как в двух предыдущих, большая часть времени отведена на поэтический опыт самих дошкольников.

Назначение Подпрограммы — сохранение и развитие природного литературного дара детей.

Цель Подпрограммы: содействовать развитию и саморазвитию литературной одаренного ребёнка, гармоничность в становлении его личности.

Задачи подпрограммы:

  • Создание и организация условий по выявлению природных литературных задатков воспитанников.
  • Создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение повышенных образовательных потребностей литературно одарённых детей.
  • Организация работы с литературно одарёнными детьми  в трех направлениях: дети, педагоги, родители.
  • Обеспечение условий для личностного развития одарённых детей.
  • Содействие созданию в семье безопасной психологической базы для развития одарённости ребёнка.

1.2  Ожидаемые результаты:

1. По деятельности в рамках литературной направленности см. содержание подпрограммы.

2. По деятельности в рамках общей направленности:

На уровне детей.

  • Достижение высокого уровня познавательной активности и стремления к самовыражению через литературное творчество.
  • Появление индивидуального стиля деятельности.
  • Наличие  индивидуальных достижений детей в литературной творческой деятельности.

На уровне родителей.

  • Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам сопровождения развития литературно одарённого ребёнка.

На уровне ДОО.

  • Создание учебно-методических пособий, видеоматериалов, банка тестов и опросников по комплексному подходу к диагностике детской литературной одаренности.

1.3. Отслеживание особенностей развития предпосылок одарённого ребёнка:

  • Наблюдение за детьми в деятельности, анализ стремления к литературной активности, степени активности.
  • Беседы с детьми, педагогами и родителями.
  • Анализ продуктов литературной деятельности детей.
  • Анализ достижений детей в литературной деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание работы по выявлению детей, имеющих признаки литературной одарённости.

№п/п

Мероприятия

Используемые методики

Цель методики

Ответственный

Сроки

1.

Наблюдение за детьми

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Выявление проявлений литературной одарённости  в поведении и разных видах деятельности.

Педагоги, работающие с детьми, родители

в течение года

2.

Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей)

Определение уровня проявления способностей ребёнка (Сизанов А.Н.) Анкета для родителей

Выявление личного потенциала ребенка с врожденными задатками и способностями

Руководитель кружка,

педагог-психолог

1-ая неделя сентября

3.

Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития;

Методика «Карта одаренности»на основе методики

Д. Хаана и М. Каффа.

Изучение особенностей  детей на основании данных стандартизированных наблюдений. Формирование комплексного представления об особенностях развития ребёнка, индивидуальной структуре одарённости.

Воспитатели,

педагог-психолог

2-ая декада сентября

4.

Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сфере воображения.

Тест «Придумай рассказ» Л. А. Венгера.

Исследование и оценка творческого воображения (вербальная креативность).

Руководитель кружка

3-я декада сентября

2.2 Содержание работы с одарёнными детьми

Месяц

Содержание работы

Задачи

Материал

Сентябрь

(1,2 нед.)

Диагностика

Индивидуальное обследование детей на наличие у них творческого воображения (вербальной креативности).

Тест «Придумай рассказ» Л. А. Венгера

Цикл занятий «Образное слово»

Сентябрь

(3нед.)

Составление сравнений

Способствовать развитию умения дошкольников самостоятельно делать сравнения одного предмета с другим по какому-либо признаку.

Модель составления сравнения (Приложение 1); предметные и сюжетные картинки преимущественно  осенней тематики; образцы известных литературе 5 способов сравнения: наречием образа действия («соловей закричал по-звериному» (былина)), существительным в творительном падеже («радость ползёт улиткой» (В.В. Маяковский)), сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного («Под ним струя светлей лазури…» (М.Ю. Лермонтов)),

сравнительным оборотом («Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз…» (С.Я. Маршак)), придаточным сравнительным предложением «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая с замиранием летит на звезду…» (С.А. Есенин)).

Сентябрь

(4 нед.)

Составление метафор

Побуждать дошкольников делать как простые, так и сложные сравнения. Способствовать развитию умения раскрывать смысл метафорических выражений, усвоению простейшего алгоритма составления метафор, использованию их в описательном рассказе, а также в живом непринуждённом общении. Содействовать пробуждению  внутреннего отклика на красоту языка, развитию творческого воображения, активности.

Модель составления метафоры (Приложение 2); предметные и сюжетные картинки с изображением явлений природы.

Цикл занятий «Малые фольклорные жанры»

Октябрь

(1 нед.)

Составление загадок

по предложенной

Н.Н. Нестеренко модели 1 (Приложение 3)

Способствовать расширению представлений дошкольников о загадке как одном из малых фольклорных жанров, содействовать совершенствованию навыков выделения характерных признаков объектов, закреплению умения находить и образовывать сравнения, метафоры. Привлечь детей к новому виду речетворческой деятельности – составлению загадок по модели 1 Н.Н. Нестеренко.

Образцы загадок разной тематики и структуры; предметные картинки; предложенная Н.Н. Нестеренко  модель составления загадок №1.

Октябрь

(2 нед.)

Составление загадок

по предложенной

Н.Н. Нестеренко модели 2 (Приложение 4)

Содействовать закреплению, расширению представлений дошкольников о структуре загадки, приобретению умения самостоятельно составлять загадки по модели 2 Н.Н. Нестеренко (на основе выделения характерных для объекта действий).

Образцы загадок разной тематики и структуры; предметные картинки; предложенная Н.Н. Нестеренко  модель составления загадок №2.

Октябрь

(3 нед.)

Составление загадок

по предложенной

Н.Н. Нестеренко модели 3

(Приложение 5)

Совершенствовать навыки составления загадок по моделям Н.Н. Нестеренко 1 и 2. Способствовать развитию умения составлять загадки на основе «занижения» и «завышения» свойств объектов (модель составления загадок №3).

Образцы загадок разной тематики и структуры; предметные картинки; предложенная Н.Н. Нестеренко  модель составления загадок №3.

Октябрь

(4 нед.)

Конкурс загадок

Углублять представления воспитанников о понятии «авторская загадка», знакомить их с загадками К.И. Чуковского. Совершенствовать навыки обнаружения в художественных текстах сравнений, метафор,  практические умения составления загадок по всем предложенным Н.Н. Нестеренко моделям.

Способствовать получению положительных эмоций от речевого творчества.

Тексты загадок К.И. Чуковского. Модели составления загадок Н.Н. Нестеренко.

Цикл занятий «Первый поэтический опыт»

Ноябрь

(1 нед.)

Знакомство с рифмой. Придумывание рифмованных слов.

Уточнять и расширять представление детей о рифме (рифма точная и неточная). Тренировать умение подбирать рифмованные слова с опорой на графические символы и без них. Способствовать развитию слухового внимания, фонематического восприятия.

Карточки с изображением объектов, названия которых попарно рифмуются.

Ноябрь

(2 нед.)

Придумывание рифмованных строчек.

Способствовать развитию у дошкольников умения составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Познакомить воспитанников с различными принципами рифмовки (сквозная, смежная, перекрёстная, кольцевая рифма).

Карточки с заданными словосочетаниями для подбора рифмы; схемы разных видов рифмовки, примеры стихотворений к ним(Приложение 6).

Ноябрь

(3 нед.)

Знакомство с понятием «лимерик».  

Знакомить детей с моделью составления лимерика. Помочь приобрести первый  опыт коллективного создания рифмованных текстов в стиле нелепицы. Способствовать проявлению находчивости, позитивного отношения к миру, здорового чувства юмора.

«Литературная энциклопедия» (любое издание); модель составления лимерика (Приложение 7).

Ноябрь

(4 нед.)

Сочиняем разные лимерики

Содействовать приобретению детьми умения самостоятельно создавать варианты рифмованных текстов по модели лимерика.

Модель составления лимерика.

Декабрь

(1 нед.)

Сочиняем стихи про нас

Содействовать обогащению словарного запаса воспитанников личными местоимениями, словами, имеющими переносное значение. Совершенствовать навыки составления лимерика. Побуждать создавать короткие рифмованные тексты на основе личных впечатлений от недавно пережитых событий.

Модель составления лимерика.

Декабрь

(2 нед.)

Сочиняем небылицы

Продолжать расширять представления детей  о жанрах художественной литературы. Содействовать знакомству дошкольников с небылицами в фольклоре и в стихах, помочь освоить приём «переворачивания», используемый в некоторых нелепицах. Содействовать дальнейшему проявлению речетворческой активности воспитанников.

Тексты небылиц, среди которых: «Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой…», «Уж как по небу медведь летит…», «Ехала деревня мимо мужика…» «Это, братцы, да не чудо ли…», «Избушка», стихотворение Ю. Коваля «Удивительная грядка». «Чудесный мешочек» («волшебный ящичек» или кубик с картинками) для случайного выбора рифмы.

Декабрь

(3 нед.)

Знакомство с синквейном

На примере синквейна знакомить воспитанников с таким литературным явлением как нерифмованные стихотворные тексты. Способствовать пополнению словарного запаса детей, его обогащению словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение».

Портрет разработчика формы синквейна – американской поэтессы XX века Аделаиды Крепси; модель синквейна (Приложение 8).

Декабрь

(4 нед.)

Сочинение синквейна

Способствовать усвоению дошкольниками алгоритма составления синквейна, формированию умения его составления.

Модель составления синквейна; картинки с изображением предметов, различных признаков, действий, ассоциативно связанных понятий.

Декабрь

(5 нед.)

Составление синквейнов-загадок

Содействовать совершенствованию навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Модель составления синквейна; картинки с изображением предметов, различных признаков, действий, ассоциативно связанных понятий.

Январь

(2 нед.)

Знакомство с творчеством поэтов Тамбовского края

Содействовать знакомству дошкольников с произведениями поэтов и писателей Тамбовщины, образцами современной поэзии. Продолжать поддерживать интерес к собственному литературному творчеству.

Сборники поэзии Т. Л. Курбатовой «Весёлая капель»  («Разноцветные стихи», «Сказки леса»), «Радуга стихов», тексты стихотворений В. Т. Дорожкиной «Умный котик», «Неряха», «Капризуля», «Плакса», «Инопланетянин», «Три знакомых малыша», «Гусь и лиса», «В ночном лесу», «Лиса и пёс», «У широкого пруда», «Девочка Света и тётя Коза», «Кто поможет сосчитать?» и др.

Январь

(3 нед.)

Знакомство с творчеством литераторов г. Котовска

Продолжить знакомство воспитанников с поэтами-земляками. Подвести их к пониманию того, что авторы многих литературных произведений – это такие же люди, которые живут среди нас, но умеют смотреть на мир широко раскрытыми глазами, видеть необычное в обычном, тонко чувствовать.  

Тексты стихотворений В. Герасина, Н. Казьминой («В бабушкином доме…»), А. Зимина (сборник стихов для детей «Шёл на рынок чемодан…»), Ю. Хоренкова («Снегири», «Цветёт иван-чай») и др.

Январь

(4 нед.)

Встреча с юными поэтами города. Опыт совместного с ними поэтического творчества.

Создавать условия для творческого общения дошкольников с учащимися школ, добившимися значительных успехов на литературном поприще. Способствовать созданию в кругу посещающих «Литературную гостиную» воспитанников ситуации успеха.

Публикации произведений юных котовских авторов (в городской газете «Наш вестник», отдельных сборниках и т.д.). Грамоты, дипломы, полученные ими за участие в литературных конкурсах.

Февраль

(1 нед.)

Знакомство с моноримом. Сочинение монорима

Познакомить дошкольников с понятием «монорим» (Приложение 9). Способствовать развитию умения подбирать как можно больше слов на одну и ту же рифму, преобразовывать их в стихотворные строчки, а затем – тексты, наделённые смысловой нагрузкой и единым ритмом.

«Литературная энциклопедия» (любое издание). Примеры моноримов: фрагмент сказки К. И. Чуковского «Телефон» («А недавно две газели/ Позвонили и запели/ – Неужели в самом деле/ Все сгорели карусели?»), «Как на тоненький ледок…» (из русской народной поэзии) и др.

Февраль

(2 нед.)

Знакомство с палиндромом. Создание рассказа с использованием палиндромов.

Содействовать знакомству детей с понятием «палиндром»(Приложение 10), развитию умения находить (в том числе – определять на слух) палиндромы-слова, палиндромы-фразы, палиндромы-стихи, выявлять последние с помощью графического моделирования текста, его инсценировки. Способствовать приобретению опыта объединения как можно большего количества готовых  палиндромов в рассказ.

«Литературная энциклопедия» (любое издание). Примеры палиндромов (Приложение 10).

Февраль

(3 нед.)

Тавтограммы. Сочиняем чистоговорки.

Помочь дошкольникам выяснить значение термина «тавтограмма»(Приложение 11). Тренировать умение находить тавтограммы в поэзии и в прозе. Подвести к пониманию того, что самым ярким примером стихотворной тавтограммы являются чистоговорки. Способствовать яркому проявлению, развитию литературных способностей детей, их творческой инициативы в ходе создания собственных тавтограмм-чистоговорок или прозаических текстов в стиле тавтограммы (по выбору детей).

«Литературная энциклопедия» (любое издание). Примеры тавтограмм в поэзии: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка…», «Павел Петрович пошёл погулять…», «Про певчих птиц поёт петух…», Б. Кравецкий «Мышь, минуя мышеловку…»  и др. и в прозе (Приложение 11).

Февраль

(4 нед.)

Знакомство с понятием «акростих». Сочиняем акростихи-загадки

Помочь дошкольникам познакомиться с понятием «акростих» (Приложение 12). Содействовать приобретению навыков сочинения загадок в форме акростиха.

«Литературная энциклопедия» (любое издание). Примеры акростиха: П. Майский «Лирическая басня №8», А. Миролюбов «Три счастья есть на белом свете…»; акростихи-загадки (Приложение 12).

Цикл занятий «Составление творческих рассказов, сказкосложение»

Март

(1 нед.)

Составление рассказов от лица разных объектов на картине

Содействовать развитию умения детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица(Приложение 13). Способствовать обобщению знаний дошкольников о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения, разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.

Репродукции картин известных русских художников: И. Левитан «Лес зимой», «Март», «Одуванчики», «Сирень»;              М. Айвазовский «Рыбаки у моря»; А. Саврасов «Грачи прилетели»;    В. Васнецов «Богатыри» и др.

Март

(2 нед.)

Составление рассказов-фантазий по картине

Способствовать приобретению детьми умения составлять рассказы по картине фантастического характера, преобразовывая её содержание с помощью типовых приёмов фантазирования («увеличение-уменьшение», «деление-объединение», «оживление-окаменение», «специализация-универсализация», «наоборот», «ускорение-замедление») (Приложение 14).

Репродукции картин известных  художников: И. Левитан «Лес зимой», «Март», «Одуванчики», «Сирень»; М. Айвазовский «Рыбаки у моря»; А. Саврасов «Грачи прилетели»;    В. Васнецов «Богатыри» и др.  

Март

(3 нед.)

Составление сказок нравственно-этического содержания по картине

Способствовать усвоению детьми приёмов составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины (Приложение 15). Помочь научиться выводить мораль из текста собственной сказки.

Репродукции сюжетных картин известных художников:                   К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»; А. Венецианов «Вот-те и батькин обед!», Ф. Решетников «Опять двойка», Н. Богданов-Бельский «Устный счёт» и др.

Март

(4 нед.)

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Содействовать приобретению ребёнком умения связывать случайно выбранные объекты в единую сюжетную линию: составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели и друзей, помогающих им эти цели достигнуть (Приложение 16).  

Несколько детских книг с незнакомыми дошкольникам текстами.

Апрель

(1 нед.)

Составление сказок динамического типа

Создавать педагогические условия для усвоения дошкольниками модели сказки динамического типа, где один или несколько объектов совершают действия с определённой целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев (Приложение 17). Подвести детей к пониманию того, что в выбранном типе сказки герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, набираться опыта, в результате чего идёт достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается для них плачевно.

Модель «сказочной дорожки» (из нескольких последовательно расположенных ячеек), по которой объект продвигается к цели.

Апрель

(2 нед.)

Составление сказок описательного типа

Способствовать освоению детьми модели сказки описательного типа (Приложение 18), согласно которой герой должен чему-то научиться в детстве, а в зрелом возрасте совершенствовать своё мастерство и при этом противостоять внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности.

Тексты хорошо знакомых детям сказок, герои которых имеют ярко выраженные черты характера, незаурядные способности:              С. Михалков «Три поросёнка» (трудолюбивый и разумный Наф-Наф), «Новогодние приключения Маши и Вити» (смелый и изобретательный Витя), многочисленные сказки с участием  Бабы-Яги.

Апрель

(3 нед.)

Составление сказок нравственно-этического типа

Оказать дошкольниками помощь в освоении модели составления сказок морально-этического плана (Приложение 19).

Подборка русских народных пословиц и поговорок о чертах характера, поступках людей, иллюстрации к ним.

Апрель

(4 нед.)

Составление сказок конфликтного типа

Содействовать приобретению детьми опыта составления текстов сказочного содержания, основанных на ярко выраженном противостоянии добра и зла (Приложение 20).  

Коллекция «волшебных» предметов (лампа, ковёр-самолёт, книга,  клубочек, палочка и т.д.).

Май

(1 нед.)

«Растим» смешные рассказы из фраз

Вызвать у дошкольников интерес к составлению смешных рассказов на основе одного, данного им предложения. Способствовать дальнейшему развитию их литературных способностей. Стимулировать проявление находчивости, изобретательности, юмора.

Короткие детские высказывания из коллекции, собранной                  К.И. Чуковским(Приложение 21).

Май

(2 нед.)

Составление рассказов на тему: «Я в окошечко гляжу…»

Мотивировать дошкольников на активною речевую деятельность в форме рассказывания по представлению. Способствовать совершенствованию связанной монологической речи детей.

Бутафорское окно.

Май

(3 нед.)

«Растим» фантастические рассказы из условного предложения «Если был бы я…»

Поддерживать стремления детей словесно формулировать свои самые смелые мечты. Способствовать развитию умения правильно образовывать глаголы условного наклонения, активно включать их в  предложения и тексты фантастического характера.

2.3 Модель работы с литературно одарёнными детьми

Участие в  творческих конкурсах

Взаимодействие с социумом

Взаимодействие с родителями одарённых детей

Использование специальной формы  работы с литературно одарёнными детьми (встречи в литературной гостиной)

3. Организационный раздел  

Количество детей на встречах в литературной гостиной – от 8 до 15 человек.

Количество встреч в неделю – 1.

Количество встреч в учебном году – 32.

Длительность встреч – 30 мин. (при необходимости с открытым концом).

Все встречи организуются во второй половине дня по понедельникам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Модель составления сравнений:

  • Называем какой-либо объект;
  • обозначаем его признак;
  • определяем значение этого признака;
  • сравниваем данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

  • цыпленок (объект № 1);
  • по цвету (признак);
  • жёлтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

Приложение 2

Метафора– это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта (цветочная поляна –   небо после дождя).
  6. Составляется предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Приложение 3

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам (например, по цвету, по действию, по форме).Педагог записывает эти слова в строчках левой части таблицы. Далее он просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Затем детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).Пример: блестящий –   монета, но не простая, а начищенная.После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как" или "но не".

Модель1.

Какой?

Что бывает таким же?

Приложение 4

Модель 2.

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Приложение 5

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Модель 3.

На что похоже?

Чем отличается?

Приложение 6

Перекрёстная рифма.

Первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой:

Идёт бычок, качается, (а)

Вздыхает на ходу: (б)

– Ой, доска кончается, (а)

Сейчас я упаду! (б)

(А. Барто)

Ещё примеры: А. С. Пушкин «Зимний вечер», Н.А. Некрасов «Железная дорога» и др.

Парная (смежная) рифма.

Первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвёртой:

Наша Таня громко плачет: (а)

Уронила в речку мячик. (а)

– Тише, Танечка, не плачь: (б)

Не утонет в речке мяч. (б)

(А. Барто)

Ещё примеры: А.Л. Барто «Болтунья», С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный» и др.

Опоясывающая (охватная, кольцевая) рифма.

Первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей:

Попрыгунья Стрекоза (а)

Лето красное пропела, (б)

Оглянуться не успела, (б)

Как зима катит в глаза. (а)

(И. Крылов. «Стрекоза и муравей»)

Ещё примеры: А. Белый «Весна» и др.

Приложение 7

Модель лимерика

  1. строчка       Жил-был (объект)
  2. строчка      Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка       Действие или взаимодействие с другими объектами

  1. строчка        Указание на взаимосвязь с другими объектами
  2. строчка       Вывод (утверждение или мораль)

Например:

Жил-был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями.

Приложение 8

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586446/img4.jpg

  1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три глагола по теме.
  4. Предложение по теме.
  5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Пример:

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Приложение 9

Монорим – стихотворение или его часть, использующее одну рифму.

Приложение 10

Палиндром – число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающиеся в обоих направлениях.

Слова-палиндромы: дед, довод, доход, заказ, ищи, кабак, казак, кок, комок, летел, мадам, наворован, наган, потоп, пуп, радар, топот, тут, шалаш.

Фразы-палиндромы:

А роза упала на лапу Азора.

Около Мити молоко.

И пиши, и шипи.

На доме чемодан.

Он ест сено.

Лёша на полке клопа нашёл.

Коту тащат уток.

Дорога за город.

Хорошо, шорох.

Мокнет Оксана с котенком.

А к порту тропка.

Ешь немытого ты меньше!

А в кубе буква.

Ушами машу.

Лещ овощ ел.

А в Енисее – синева.

Кулинар, храни лук.

Окно тонко.

Ты, Саша, сыт?

Нажал кабан на баклажан.

Тонет енот.

Откопать тапок то?

Шорох от дубка как будто хорош.

Ася, молоко около мяса!

Тишью шить.

Не лети, вид удивителен.

Надо меч ему, а на уме чемодан.

Масса – к кассам.

Дорог же межгород.

Ел ёж желе.

Ира, веники не вари!

Мало пополам.

Ох, и тихо!

Конец сценок.

Я нем: лис укусил меня!

Шанс наш.

Я и лилия.

Лазер узоры роз урезал.

Сенсация: летя, дятел яйца снёс!

Я разуму уму – заря.

Осело колесо.

Отель  «Лето».

Тут кот и ток тут.

Лапоть топал.

Я, Света, в вате вся.

Кит на море – романтик.

Нам сила – талисман.

Лазер резал.

Тени нет.

Надо меч в кулак, а лук – в чемодан.

А щи пища?

Деду делал еду дед.

Нет сил и стен.

Гори пламя – мал пирог!

А к сосуду – соска.

Лилипут сома на мосту пилил.

А шорохами зима хороша.

У дуба буду.

Хотите, лопата полетит? Ох!

У лип Лёша нашёл пилу.

Туши рано фонари, шут!

Я следом оделся.

Тело колет.

Я ем змея.

Я – Ляля.

А Вера рёва!

А мишура ненарушима.

Вы ранили нарыв.

Долог голод.

Не сапог опасен.

Ёж оленю не ложе.

Мороз узором.

Тина манит.

Мама дала ситро, торт и сала дамам.

Я – юла, шалю я!

Уж я веники не вяжу.

Олесе весело.

А лес у села.

Ежихи лихи же.

Я рад, доход даря.

Тюлень не лют.

Яро бранил уксус кулинар Боря.

Лука ешь не меньше акул.

Не до логики – голоден!

Я юн – бубню я.

А за работу дадут оба раза.

Кот ужу жуток.

Зову, зеваю, а везу воз.

У дивана на виду.

Якобы луч улыбок я.

У ребятни бинт я беру.

О, НЛО – пищи полно!

А леди веник у руки не видела.

И нет дорог в город тени.

Театр тает.

Арбуз у зубра.

Ещё бы рыб, ещё!

Хил он, но лих.

Дивен мне вид.

Тут как тут.

Жалел муху, клал к уху, млел аж!

Я – луна в два нуля.

«Сырку» – заказ у крыс.

Гене давал Слава денег.

Цена – танец.

Яма себе сам я.

Мороз! Усы папы с узором!

Искать такси.

Моток с котом.

Великан аки лев.

Зона заноз.

Летя, догонит иного дятел.

«Пустите!» – летит супу миска Максиму- «Пустите, летит суп!»

А, сел у леса?

Ценю, юнец.

Пчела звала и – и в зале ЧП!

И любит Сева вестибюли.

Ого, не чую учёного!

Клещи и – «щёлк»

А лис, он умён – крыса сыр к нему носила!

И села на диван на виду Алеси!

Лето хотел.

Юре верю.

Молот со столом.

Миру – мир, Риму – Рим.

Там холм лохмат.

Жук, а как уж.

Или на барабане ненабарабанили.

Садовод – ас.

Лазил Дёма, мёд лизал.

У арф сидели мадам и леди с фрау.

И леопард и гидра поели.

Вот ели б зебры сыр без билетов!

Дом мод.

Кирилл лирик.

Уметь так сыскать тему.

Ого, какого сорта матрос! ого какого…

Оно, лосося мясо, солоно.

А картина манит рака.

Мы доломали. Сила молодым!

Мил Клим.

Зубр: ам, ам арбуз.

Цени все, но не свинец.

«Ура» – вопите, дети, повару.

Увел дед лёву.

Кот учён, а не чуток.

Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди коли мыт.

Стихи-палиндромы (словесные палиндромы):

Жестоко раздумье. Ночное молчанье

Качает виденья былого,

Мерцанье встречает улыбки сурово,

Страданье

Глубоко-глубоко!

Страданье сурово улыбки встречает…

Мерцанье былого виденья качает…

Молчанье. Ночное виденье жестоко.

(В. Брюсов)

Приложение 11

Тавтограмма – текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.

Тавтограммы в прозе (произведения юных авторов):

1. «Посадили пастух Павел, пастух Петька подсолнух. Пришли посмотреть: подросла ли посадка?

– Посмотри, Петька! Подсолнух пропал! – прокричал Павел.

Присмотрелся Петька.

– Пропал, – повторил Пётр.

Пошли пастухи подсолнух искать. Прошли поле, прошли перелесок. Плетётся петух. Подходят пастухи.

– Приветствую! – поздоровался Павел.

– Приветствую! – поприветствовал пастухов петушок.

Поведали пастухи петушку про пропажу подсолнуха.

– Помоги, петушок, подсолнух поискать, – попросил Павел.

– Помогу, пастушки, помогу, – прокукарекал петушок.

Пошли петушок, Павел, Петька полями, перелесками, посёлками.

Прошло полдня – пусто. Пропал подсолнух! Подрасстроились пастухи. Пришлось пастухам повторно посадить подсолнух».

(Даша Кузьмина)

2. «Однажды один очень одинокий ослик остался один-одинёшенек. Ослик оделся, обулся, открыл окно, объелся омаров…

– О-о-о, объелся! – охал ослик.

Один остров отвлекал ослика от обиды. Он отдыхал. Остров отдыха оказался очаровательным».

(Павел Дадян)

3. «По полу побежал папа.

– Полина, помоги, пожалуйста!

Полина:

– Паша, помоги папе!

– Пусть Полина папе поможет!

– Паша, помоги, пожалуйста, папе! Папа прилип!

– Почему прилип папа?

– Потому что Паша пролил ПВА!

Прибежали, попрыгали, папе помогли».

Приложение 12

Акростих – стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Веда Конг

(акростихи из цикла «Загадки для детей»)

Шерхан шагает впереди,
А я всегда в его тени.
Как завою…, зарычу – 
Ах, нет – по шее получу,
Лучше всё же промолчу!

Уж, как я на бал спешила,
Лучшие наряды сшила.
Их все в домик собрала,
Торопливо поползла.
Каждый шаг в пути считала,
А вот всё же опоздала.

Ходит медленно с опаской,
А порою, например,
Может поменять окраску,
Если хочет перемен.
Лезет на сучок, вздыхает,
Еле переводит дух.
Он язык на цель бросает,
На приманку ловит мух.

Жёлтый в пятнышках живот,
И шея выше тучки.
Рост его зовёт в полёт,
А он в Африке живёт,
Фикус на обед жуёт.

Давно мы тоже жили на Земле,
И было нас без счету.
Ныряли, плавали в воде,
Охотились, готовились к полёту.
Зубасты были и добры,
А вот исчезли мы, увы.
Века прошли, но всё же в людях
Рассказ о нас волненье будит.

«Юли-Юл! – кричу спросонок
Леса бойкий жаворонок. –  
Ах, я петь люблю с пеленок!»


Приложение 13

Составление рассказов от лица разных объектов на картине

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Решить (при  необходимости) проблемные ситуации, содержащиеся в сюжете картины.

Приложение 14

Составление рассказов-фантазий

Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий

  1. Выбрать объект, изображённый на картине, либо его часть.
  2. Пригласить одного из Волшебников.
  3. Преобразовать объект или его часть.
  4. Составить фантастический рассказ.

Приложение 15

Составление сказок нравственно-этического характера        

Алгоритм мыслительных действий

  1. Определить место событий. Назвать героев сказки.
  2. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
  3. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
  4. Объявить Случай, который приводит к конфликтной ситуации.
  5. Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике
  6. Обсуждение мнения каждого героя.
  7. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
  8. Придумывание названия сказки.

Приложение 16

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
  3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

Правила поиска ответа на вопрос:

  • Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»
  • Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово, например: «Жил-был... карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
  • Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
  • Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Приложение 17

Составление сказок динамического типа

Базовый алгоритм составления сказки

  1. Выбирается сквозной герой (герои).
  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
  5. Итог – изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
  6. Придумывается название получившейся сказки, и составляются правила ее сочинения.

Приложение 18

Составление сказок описательного типа

Базовый алгоритм    

  1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
  2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
  3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
  4. Порча кем-либо дела героя.
  5. Решение творческих задач героя.
  6. Продолжение главного дела.
  7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
  8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Приложение 19

Составление сказок нравственно-этического типа

Базовый алгоритм

  1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. Пример: кухня.
  2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).
  3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. Пример: занавеска – равнодушная, плита – злая, посуда – болтливая, веник – труженик, холодильник – мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
  1. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. Пример: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры.
  2. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды....»). Пример: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
  3. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. Пример: Злая плита: «И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет». Трудолюбивый веник: «Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь». Занавеска: «Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло».
  4. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. Пример: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: «Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому»; труженику венику: «Трудолюбивому и море по колено».
  5. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. Пример: «Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь». Или: «Не смейтесь чужой беде – может быть, своя впереди».
  6. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная...», «История, которая произошла там-то...», «Как кто-то учился мудрости».

Приложение 20

Составление сказок конфликтного типа

Базовый алгоритм

  1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события.
  2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).
  3. Обозначаются свойства и действия этих героев. Пример: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.
  4. Объявляется Волшебство. Пример: Волшебная книга времени.
  5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Пример: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе – чтобы все возрождать.
  6. Конфликт разрешается средствами самих героев.

7.  Придумывается название сказочного текста.

Приложение 21

ГОВОРЯТ ДЕТИ

(Из книги К. Чуковского «От двух до пяти»)

– Папа, посмотри, как твои брюки нахмурились!

– Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.

– Жил был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!

– Папа, ты знаешь: оказывается, у лошади нет рогов!

– Мама, ведь правда, домовых нет, а есть только домоуправы?

– А плохо быть птичкой: захочешь поцеловать маму – и уклюнешь её.

– Юбка – это когда две ног в одну штанину.

– Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.

– Достань мне луну, хоть надкушенную!

– У нас бабушка в деревне всех петушков перерезала. Пусть теперь сама яйца несёт.

– Пусть больной зуб теперь у врача в банке болит.

– Зебра – это лошадь в тельняшке.

Литература

Общие вопросы одарённости

1.Алексеева Н.В.и др. Развитие одарённых детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2014.

2.Афонькина Ю.А., Филатова О.В.Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. – Волгоград: Учитель, 2016.

3. Баранникова Н.С.Организация работы с одарёнными детьми в детском саду.// Воспитатель ДОУ №3-2016, с.108-115.

4.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. и др. Программа «Одарённый ребёнок» (Основные положения). – М.: Новая школа, 1995.

5.Клименко В.В.Как воспитать вундеркинда. – Харьков: Фолио; СПб: Кристалл, 1996.

6.Свирская, Роменская Л.(общ.ред.) Где растут  таланты? –Москва: Обруч, 201487.

7. Харланд Симоне. Гиперактивный или сверх одарённый? Как помочь нестандартным детям./ перевод с нем. Л.Д. Старцевой . – СПб  ИГ «Весь», 2004.

8. Фриман Джоан. Как развить таланты ребёнка от рождения до 5 лет/перевод с англ. – Москва: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995.

9. Якимова Т.В. Одарённый ребёнок в контексте семейных и детско-родительских отношений. // Психолог в детском саду №2-2005, с.123-131.

Литературная одарённость

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи.– 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
  2. Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.
  3. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно-практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". – Челябинск, 5-6 июня, 1998.
  4. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно – практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". – Челябинск, 2- 3 июня, 2000.
  5. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.
  6. «Золотой ключик» творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары. Под ред. Т.А. Сидорчук.– Челябинск, 2000.
  7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2004.
  8. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Под ред. Т. А. Сидорчук.–Ульяновск, 2001.
  9. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.
  10. Творческие задания «Золотого ключика». /Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А.Яковлева – Самара: ДОУ № 277,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Развитие литературной одарённости у дошкольников

Хочу поделиться своим опытом по развитию литературной одарённости у дошкольников....

Доклад "Развитие творческой одарённости детей 4-7 лет"

Доклад "Развитие творческой одарённости детей 4-7 лет"...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Программа развития творческой одарённости детей младшего возраста

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей детей с предпосылками одарённости «Маленький гений»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей детей с предпосылками одарённости«Маленький гений»...