Знакомство со сказкой Е. Пермяка "Некрасивая ёлка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Литературное чтение в детском саду. Конспект совместной образовательно деятельности с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
для детей подготовительной к школе группе
Тема: Литературное чтение. Сказка Е. Пермяка «Некрасивая ёлка»
Воспитатель:
Брыкалова Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2023
Цель: - знакомство с новой литературной сказкой;
- развитие диалогической доказательной речи.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитывать интерес к литературному чтению;
- продолжать формировать нравственные качества и верное отношение к добру и злу, к положительным и отрицательным персонажам;
- прививать навыки культурного поведения при общении друг с другом.
2. Развивающие:
- развивать усидчивость, умение внимательно слушать длинные произведения;
- упражнять память;
- развивать мышление, умение оценивать поведение героев, способность сопереживать;
- активизировать словарь;
- развивать доказательную речь с помощью с выражений:
« я считаю…так как…», « мне кажется…потому что…», «моё мнение…что…», « а я думаю…» и т.п.
- совершенствовать умение активно участвовать в диалоге.
3.Образовательные:
- продолжать знакомить детей с новыми авторскими сказками;
- учить прослеживать сюжетную линию, выделять главных героев, понимать их характеры и поступки;
- побуждать выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков героев, размышлять над скрытыми мотивами их поведения;
- формировать умение высказывать свою точку зрения, доказывать свои соображения, выражать мысли полным предложением;
- углублять знания о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации;
- учить сравнивать портреты разных сказочников и иллюстрации разных художников.
Методы : словесный, наглядный, игровой
Приёмы: чтение, диалог, ключевые вопросы, игры.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология развивающего диалога
Организация детей: группа детей
Примерный ход образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организационный момент | Воспитатель включает музыку « В гостях у сказки »… | Дети слышат знакомую мелодию и по традиции ставят стульчики около книжной полки, рассаживаются… |
Мотивация Проблематизация | В.:- прозвучала знакомая мелодия, а это значит… -Да, сегодня мы познакомимся с новым произведением. - Как вы думаете, с каким?
- Почему? - Можно определить? - Зачем я это сделала?
| Дети : - пришло время слушать новую историю! Дети видят в руках у педагога книгу в обложке из белой бумаги без картинок и надписей… Кто-то будет отгадывать… Возможно дети скажут, что не видно… , не знаем … Дети высказывают свои версии…, догадки… Наверняка кто-нибудь скажет, что воспитатель специально закрыла обложку, чтобы никто не догадался, про что будет новая история…и как она называется... |
Целеполагание | - Я думаю, что вы обязательно догадаетесь обо всём, но когда? | - Когда мы её прочитаем! |
Планирование будущей деятельности | -Итак, сначала прочитаем, а потом… | - Будем отвечать на вопросы! (предполагать, вести диалог, обсуждать, отгадывать , играть…) |
Реализация плана | Воспитатель читает, используя зрительный контакт, иногда отрываясь от книги и рассказывая… Педагог периодически выставляет иллюстрации на полку. В. видит реакцию детей, продолжает читать. В процессе чтения воспитатель не отвлекает воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели он может повысить или понизить голос, сделать паузу… В. по поведению и состоянию ребят определяет время для физминутки…( Но можно использовать подходящий момент, например, после слов «Прошло время и деревья выросли…» В. – И мы вместе с ними…(предлагает детям встать…) В. продолжает чтение… Своей манерой речи педагог старается передать характер произведения (что должно воздействовать на ум и чувства детей). В. даёт понять, что надо дослушать до конца, например, с помощью жестов. В. задаёт вопросы: - Что мы с вами прочитали? - О чём эта сказка или про кого? - В как вы догадались, что там был Андерсен? Ведь я не называла его имени… - Кто ещё был в сказке? Какие они по характеру? - Что делали? Как они относились к ёлке?
- Бывает ли такое в жизни? - Какой приём использовал автор? А какой был сказочник? Как он относился к ёлке? В. предлагает поиграть (после долгого сидения) детям в игру , чтобы сделать переход к ёлке… -Как мы можем её назвать? В. -Когда мы читаем, то всегда переживаем, испытываем какие-то чувства… - Какое впечатление оказала на вас сказка? В. предлагает ребятам игру «Эмоции» ( например, с мячом)… -Пора познакомиться со сказочником…Как вы думаете кто мог написать эту сказку? -Но ведь его потом не стало, а сказка продолжалась… В. предлагает рассмотреть портрет Е. Пермяка и для интереса сравнить… - Кто из героев сказки вам наиболее симпатичен? -На кого бы вы хотели быть похожими? В.: - Кто же главный герой? - Как же называется сказка? - Настало время снимать обложку! - Кто угадал? - В чём главный смысл сказки? | Дети внимательно слушают произведение … …Дети наблюдают, воспринимают, осознают происходящее реагируют своей мимикой и возможно жестами. Д. видят заинтересованное лицо педагога, его поведение во время чтения, реагируют на интонацию и тембр голоса, которые способствуют лучшему пониманию содержания. Дети слышат и силу голоса (средней громкости, громче или тише) и тоже реагируют. …Д. выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя знакомые фразы… Ребята не просто слышат голос, а чувствуют , что В. старается воздействовать мимикой и артикуляцией. …Д. продолжают слушать. Возможно кто-то будет о чём-то догадываться и захочет поскорее высказаться… Дети дослушивают сказку до конца. Начинается диалог, обсужде-ние с доказательствами. Д. - Я считаю, что мы прочитали сказку, потому что… - А я думаю… и так далее…
…Возможно кто-то скажет, что про Андерсена, а кто-то – про ёлку…и др. - В тексте были подсказки. Дети перечисляют, доказывают ( лес был датский, сказочник был одинокий). Д. перечисляют деревья…, объясняют что значит «самовлюблённый»(ясень), «надменный»(клён)…Расска-зывают про то, как деревья обижали ёлку, смеялись над ней… -Да… - Сказочник перенёс черты характера ,чувства и мысли людей на героев сказки. - Любил её, жалел… ..Дети видят разрезные детали со словами. Они должны выбрать те, которые подходят по смыслу к ёлке ( добрая, скромная, молчаливая, великодушная, слушает, думает, мечтает, не мстит…) и собрать картинку с образом ёлки. …варианты ребят («Подбери и собери!»…) Возвращаются на свои места. …Дети отвечают в процессе игры , какие чувства они пережили…( выбирают на мячике смайлик или маску , например, «обида» или «радость»… и объясняют, почему, например, «стало жалко», или «всё закончилось хорошо»…) Возможно кто-то ответит, что Андерсен… - Конечно другой сказочник. …Д. рассматривают портрет, сравнивают его с другим портретом ( знакомого сказочника Андерсена), сравнивают одежду, причёски, предполагают, в какое время они жили…Делают вывод, что сказочник – наш соотечествен-ник и современник. Варианты ответов детей… …Ответы ребят Ребята наблюдают, как педагог снимает обложку… и читают название… - эмоции детей… - Ребята вспоминают с помощью В. важные выражения: -«Никто не знает, как повернётся судьба»; -«Не все деревья после того, как их срубили, погибают»; С помощью наводящих вопросов дети выводят главную фразу: -«О красоте не судят по внешности». |
Рефлексия Планирование на будущее | Воспитатель приглашает ребят к столу… - Какой момент из сказки показался вам наиболее ярким или просто понравился (а может не понравился)? - С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? - Какую сказку мы прочитали? - Чему нас учит эта сказка? (да и другие книги?) - Кому бы вы могли её порекомендовать прочитать? - Где мы разместим новую книжку? - У меня есть ещё одна книга, посмотрите… - Когда мы сможем рассмотреть обе книжки? | …Дети видят карточки с фрагментами из сказки ( можно добавить картинки с обложкой, с автором, с играми…) Каждый показывает ту, которая ближе ему и объясняет свой выбор… ( Игра « Ассоциации»). - с творчеством Е. Пермяка. -«Некрасивая ёлка». … Ответы ребят…( мудрости, не ссориться, дружить, различать добро и зло…). - Друзьям, маме с папой, сестрёнке, знакомым… - На книжной полке. …Дети видят книгу другого формата и с другими иллюстрациями… - В свободное время: перед обедом или после сна полистаем, рассмотрим иллюстрации и может ещё раз сами почитаем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-52295-1617640809.jpg)
Сценарий театрализованного представления по мотивам сказки В. Сутеева « Ёлка» в старшей логопедической группе.
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698273-1446084950.jpg)
Конспет развлечения по мотивам сказки В.Сутеева "Ёлка"
Конспет развлечения по мотивам сказки В.Сутеева "Ёлка"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по сказке В. Сутеева «Ёлка»
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-245175-1612773024.jpg)
«Лесная сказка возле новогодней ёлки»
Новогодний утренник в подготовительной к школе группе. Все сказочные персонажи (за исключением Ведущей и Деда Мороза) дети....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1021999-1674411281.jpg)
Проект «Зимняя сказка на окне» по сказке В. Сутеева «Ёлка» («Снеговик-почтовик»)
Задачи проекта:Формировать знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях.Познакомить детей с историей происхождения снеговика.Способствовать развитию познавательной активно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-163608-1673786628.jpg)
"Знакомство со сказкой Владимира Григорьевича Сутеева -"Ёлка"
Развивать творчество детей, связную речь, память, воображение, артистические и художественные способности, на основе эмоционального восприятия сказки В. Г. Сутеева "Ёлка"...