Развитие моторики. Крупы.
презентация по развитию речи

Развитиий речи детей посредством использования игр с крупой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.4 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_wecompress.com_.pptx236.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики. Крупы.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

При перебирании пальчиками сыпучего материала у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

(слайд 2) Использование круп в игре с детьми дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

•        Развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, воображения.  

•        Развитие мелкой моторики.

•        Развитие речи.  

•        Развитие творческих способностей.

•        Укрепление физического здоровья.

Игры с крупой можно использовать с детьми, имеющими:

• легкую форму интеллектуальной недостаточности;

• задержку психического развития при органических поражениях мозга;

• синдром раннего детского аутизма.

(слайд 3) Принципы работы с крупой:

Доступность.

Связь с жизненным опытом и интересами ребенка.

Эмоциональность.

Вариативность

Динамичность.

Использовать игры с крупой можно:

- организуя совместную деятельность с ребенком (педагог – ребенок, родитель - ребенок);

- на индивидуальных занятиях у дефектологов, логопедов;

- в качестве индивидуальной работы воспитателю;

(слайд 4) Этапы работы с крупой:

1. Знакомство с крупой используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики.

2. На втором этапе проводятся игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания;

3. Третий этап работы - игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор)

4. Четвертый этап - игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.

Важно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения, и ободряющее поведение взрослого, Ребенку всегда предлагается инструкция с одновременным показом определенных действий, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

(слайд 5) Способы работы с крупой на продуктивных видах деятельности и во время игр:

• Выкладывание. Наиболее простые работы – из гороха. А чтобы работы смотрелись ярче, можно раскрашивать горошинки гуашевыми красками.

• Способом засыпки лучше работать с мелкими крупами (манка, пшеничная, кукурузная крупа).

• Комбинированный способ: контур изделия – выкладыванием, а внутри – способом засыпки.

• Вдавливание в солёное тесто или пластилин.

Итак, использование игр с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции:

• мотивационной сферы детей;

• ручной моторики (тренировка мышц руки);

• тактильной чувствительности;

• воображению (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

• речевого развития (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

• восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

• поведенческих отклонений.

(слайд 6)Безопасность при хранении и использовании круп в ДОУ.

Для игр с крупой с детьми старше пяти лет рекомендуется использовать все виды круп, включая бобовые (фасоль, чечевицу). С детьми младшего возраста (с трех лет) лучше использовать гречку, пшено (или другую однородную крупу).  Необходимо обеспечить безопасность крупы: предварительно промывается, просушивается в духовке, хранится в закрытой таре. Для хранения круп можно использовать прозрачные пластиковые контейнеры, в которых легко рассмотреть и определить крупу. Контейнеры должны быть плотно закрыты.   Это способствует защите круп от насекомых вредителей.

Прежде, чем приступить к работе с крупами, необходимо побеседовать с детьми о безопасном их использовании. Объяснить, в доступной форме, как опасно попадание мелких предметов в нос, уши, горло, глаза. Привести примеры и обсудить ситуации. Установить правила работы с крупами и соблюдать их. Использовать крупы дети могут только под наблюдением взрослого.

Знакомство детей с крупами.

Вначале целесообразно познакомить детей с крупой.   Дать им ее пощупать, потрогать. Определить и сравнить свойства различных круп. Побеседовать о том из чего получили данную крупу и о применении круп в жизни человека. Терпеливо отвечаем на все заданные вопросы. Когда дети уже освоились, познакомились с новым материалом, можно начинать деятельность с использованием крупы.  

(слайд 7) Игры с крупой

Игра «Золушка» («Помощники»)

Раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами. Перебирание крупы разного вида.

Игра «Разноцветные дорожки»

Из круп разного вида или цвета дети насыпают дорожки.

«Игра с горошком» (пальчиковая игра)

(На стол насыпать горох и катать его, нажимать пальчиками)

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:

Пальчик, пальчик, мой хороший.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай и другому передай.

(слайд 8) Игра «Собираем урожай»

Большим и указательным пальцем берём горошину и удерживаем её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берём следующую горошину, потом ещё и ещё – так набираем целую горсть. Можно предложить ребёнку делать это одной или двумя руками.

Игра «Горох - фасоль» (сухой бассейн)

На дне контейнера, игрушки разной формы и из разного материала, дети по описанию должны отыскать. В этой игре идет закрепление умения образовывать относительные прилагательные. (Дети находят в крупе железный замочек, резиновую черепашку, деревянную машинку и т.д).

Другой вариант. Игра «Сыщики».

В крупе отыскивают буквы и из них составляют слово. Можно предложить детям игру «Где живёт звук». Предварительно педагог прячет игрушки в крупе, ребёнок находит их, называет и говорит, какой первый или последний звук в названии игрушки.

(слайд 9) Рисование на разноцветном подносе.

Для этого надо высыпать манную крупу на поднос ровным слоем. Провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Рисовать можно все, что угодно: буквы, цифры, хаотичные линии, домики, смайлики, можно нарисовать сюжетную картинку и по ней составить рассказ. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

«Выкладывание узора»

Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам, выкладывание цифр, фигур.

«Рисование фасолью»

Предлагаем «нарисовать» с помощью фасоли (другой крупы) предметы, например, воздушный шарик, лесенку, солнышко, грибок, ёлочку (дети, используя схемы, выкладывают предмет).

(слайд 10) Игра «Отгадай загадку, выложи отгадку»

Взрослый загадывает загадку, например, о буквах алфавита, просим ребёнка отгадать и выложить отгадку из крупы.

Игра «Покормим птичек» или «Угостим Нюшу»

Педагог сообщает детям, что фасоль-это витамины для птички. Дети с удовольствием угощают птичку витаминами. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие клювика. Можно фасолинки использовать для автоматизации звуков. Называем слова со звуком (Ш) и угощаем Нюшу.

Игра «Каша»

Кушая кашу каждый день, не каждый ребенок знает название каши и из какой крупы она сварена. Организуя эту игру, дети узнают все это и учатся образовывать относительные прилагательные (каша из гороха - гороховая).

(слайд 11) Панно «Осенний натюрморт».

Предварительно дети создали аппликацию из самоклеющейся цветной бумаги. По сюжету занятия налетел ночью ветер и сорвал цветные картинки, оставив белые липкие пятна на картине, которые ребята засыпали цветной манкой, чтобы получился натюрморт из овощей и фруктов.

Массаж ножек

Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики рук, но и ног. Насыпьте в таз крупу разных размеров: манку, фасоль, рис. Поставьте туда малыша, пусть потопчется. Отличный массаж ступней!

 На занятиях нужно включать физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Это можно проводить в сочетании движений с речью детей. Текст составляется так, чтобы в одной физкультурной паузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с нарушениями речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ; речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Хочу завершить свой доклад высказыванием педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.» (слайд 12) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие моторики. Крупы . Подготовила Суркова Е. А.

Слайд 2

• Развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, воображения. • Развитие мелкой моторики. • Развитие речи. • Развитие творческих способностей. • Укрепление физического здоровья. Задачи:

Слайд 3

Принципы работы с крупой : ♦ Доступность . ♦ Связь с жизненным опытом и интересами ребенка. ♦ Эмоциональность . ♦ Вариативность ♦ Динамичность .

Слайд 4

Способы работы с крупой 1. Знакомство с крупой. 2. И гры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий. 3. Игры , способствующие развитию внимания, подражания, умения анализировать 4. Игры и занятия, с элементами лепки, аппликации, конструирования.

Слайд 5

Способы работы с крупой Выкладывание Засыпание Комбинированный способ Вдавливание

Слайд 6

Оснащение занятия

Слайд 7

Игра «Золушка» («Помощники») Раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами. Перебирание крупы разного вида. Игра «Разноцветные дорожки» Из круп разного вида или цвета дети насыпают дорожки. На стол насыпать горох и катать его, нажимать пальчиками. Дома я одна скучала, горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать: Пальчик, пальчик, мой хороший. Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай и другому передай. Игры с крупой

Слайд 8

Игра «Собираем урожай» Большим и указательным пальцем берём горошину и удерживаем её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берём следующую горошину, потом ещё и ещё – так набираем целую горсть. Можно предложить ребёнку делать это одной или двумя руками. Игра «Горох - фасоль» (сухой бассейн) На дне контейнера, игрушки разной формы и из разного материала, дети по описанию должны отыскать. В этой игре идет закрепление умения образовывать относительные прилагательные. (Дети находят в крупе железный замочек, резиновую черепашку, деревянную машинку и т.д ). Другой вариант. Игра «Сыщики » В крупе отыскивают буквы и из них составляют слово. Можно предложить детям игру «Где живёт звук». Предварительно педагог прячет игрушки в крупе, ребёнок находит их, называет и говорит, какой первый или последний звук в названии игрушки.

Слайд 9

Рисование на разноцветном подносе. Для этого надо высыпать манную крупу на поднос ровным слоем. Провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Рисовать можно все, что угодно: буквы, цифры, хаотичные линии, домики, смайлики, можно нарисовать сюжетную картинку и по ней составить рассказ. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. «Выкладывание узора» Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам, выкладывание цифр, фигур. «Рисование фасолью» Предлагаем «нарисовать» с помощью фасоли (другой крупы) предметы, например, воздушный шарик, лесенку, солнышко , грибок, ёлочку (дети, используя схемы, выкладывают предмет).

Слайд 10

Игра «Отгадай загадку, выложи отгадку» Взрослый загадывает загадку, например, о буквах алфавита, просим ребёнка отгадать и выложить отгадку из крупы. Игра «Покормим птичек» или «Угостим Нюшу» Педагог сообщает детям, что фасоль-это витамины для птички. Дети с удовольствием угощают птичку витаминами. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке ) и кладут в отверстие клювика. Можно фасолинки использовать для автоматизации звуков. Называем слова со звуком «Ш» и угощаем Нюшу. Игра «Каша» Кушая кашу каждый день, не каждый ребенок знает название каши и из какой крупы она сварена. Организуя эту игру, дети узнают все это и учатся образовывать относительные прилагательные (каша из гороха - гороховая).

Слайд 11

Панно «Осенний натюрморт » Предварительно дети создали аппликацию из самоклеющейся цветной бумаги. По сюжету занятия налетел ночью ветер и сорвал цветные картинки, оставив белые липкие пятна на картине, которые ребята засыпали цветной манкой , чтобы получился натюрморт из овощей и фруктов. Массаж ножек. Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики рук, но и ног. Насыпьте в таз крупу разных размеров: манку , фасоль, рис. Поставьте туда малыша, пусть потопчется. Отличный массаж ступней!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с крупами для развития моторики рук

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить....

Значение «лепки» в развитии моторики и ее влияние на развитие личности дошкольника

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и...

Взаимосвязь развития речи и развития моторики рук дошкольников

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

Картотека игр, направленных на развитие моторики, координации движений и мелкой моторики руки

Игры способствуют освоению эталонов основных движений и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознан...