"От куда хлеб пришел"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Розина Виктория Витальевна

занятие по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_hleb.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №3 «Радуга детства»

План-конспект занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?»

       Воспитатель:                                           

                                                    Розина Виктория Витальевна

г. Новосибирск

Программные задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле. Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит.

Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб

Развивающие: Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, Активизация и обогащение словаря: механизатор, комбайнер, агроном, взбороновать, сеялка, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, элеватор. Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.

Предварительная работа: - рассматривание картин-отгадывание загадок-чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла-сюжетно-ролевые игры «Булочная», «Транспорт» -чтение художественной литературы: Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»; РНС «Вершки и корешки», «Профессия агронома», «Весенние работы в поле», «Осенние работы в поле»

Ход занятия:

Воспитатель:  Я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить во время нашего путешествия, вы постарайтесь угадать. (Подхожу к столу, на котором под салфеткой находятся хлебобулочные изделия и беру в руки хлеб)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом

А пришел на стол к нам ….

Дети: Хлебом.

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб - он самый главный на каждом столе. А вот какой он вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный).

Воспитатель: Молодцы!  Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память, улучшает пищеварение.  Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Хлеб давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Люди ценили хлеб.  Сейчас в магазине можно купить много разного хлеба. Поэтому надо с уважением относиться к каждому кусочку и ни в коем случае не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и у нас на столе. Это огромный труд людей- хлеборобов. Недаром говорят: «Хлеб -всему голова», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

- Не трудиться – хлеба не добиться.

- Хлеб да вода -  богатырская еда.

- Пот на спине - так и хлеб на столе.

- Худой обед, если хлеба нет.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Плох обед, когда хлеба нет.

В- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сейчас я расскажу о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.

Физминутка

Зёрнышко В землю  попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся (тянутся вверх) И красавцем обернулся

В: А сейчас посмотрите на картинку, и вы узнаете, как сажают зерно и что из этого получается.   картинка №1

В: Откуда начинается путешествие зернышка?

Д: с поля.

В: Какие машины первыми выходят в поле?

Д: тракторы.

В: Кто управляет тракторами?

Д: трактористы.

В: Тракторы пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю класть зерно нельзя. Картинка №2

В: Чтобы положить зерно в землю, ее нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда, похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена. Картинка №3

В: Зерно сеют тоже тракторы. К трактору прикрепляется прицеп- сеялка. В сеялки насыпается зерно. Трактор едет по полю и равномерно распределяет зернышки в землю. На этом весенние работы закончены.  Картинка №4

В: А как вы думаете, ребята, что нужно для хорошего роста зернышек?

Д: Тепло, свет и вода.

В: Правильно. Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается во что?

Д: Зерно превращается в ростки.

В: А росточки у нас какие?

Дидактическая игра «Какой росток?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения,

например, росточки у нас хрупкие, нежные, маленькие, зеленые, мелкие, неустойчивые, крошечные, гладкие) картинка №5

В: За ростом едва проклюнувшихся из земли наблюдает агроном. Что это за профессия? Чем занимается этот человек? Агроном знает, как растить хлеб, следит за здоровьем ростков, помогает хлеборобам вырастить хороший урожай. 

Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом.

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайнов.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

Картинка №6

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Дидактическая игра «Назови какое поле»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения полю, например, поле золотое, спелое, сухое, колосистое, просторное, пшеничное, ровное, зелёное, огромное, цветущее, вспаханное, засеянное,  щедрое, удобренное, скошенное, колосящееся и т.д.). Ребята, посмотрите какое огромное поле, какие колосья на нём растут – они все разные. Картинка №7

Дидактическая игра «Подбери противоположное слово»

- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие ).
- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые ).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).

- Одни хрупкие, а другие….(сильные)

- Одни спелые, а другие ……(неспелые)

- Одни зрелые, а другие…….(недозрелые)

Зернышки в колосьях потяжелели и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе все зерно высыплется на землю и растащат его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

В: Как называются специальные машины, которые срезают колосья?

Д: комбайны.

В: А как называются люди, работающие на комбайнах?

Д: комбайнерами.

Картинка №8

В: Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины. Картинка №10

В: Эти машины отвозят зерно в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Зачем нужны элеваторы? В них зерно хранится всю зиму, его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости. Картинка 11

В: Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Д: Нет.

В: А из чего можно?

Д: Хлеб можно испечь только из муки. Картинка №12

В: С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат, где находится большой цех с мельницей, где из зерна делают муку. Люди, работающие на мельнице-мельники или мукомолы. Картинка №13

В: Дальше мука отправляется в другой цех хлебозавода- в пекарню.  Кто работает в пекарне?

Д: В пекарне работают пекари.

В: Пекарь замесит тесто, и что он испечет? Обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий и назовите мне.

Дидактическая игра «Назови хлебобулочные изделия»

Д: Бублики, баранки, сушки, печенье, булочки, пироги и т.д.

В: Какие же вы молодцы!!! А ответьте мне пожалуйста…….

Дидактическая игра «Назови правильно»

Хлеб из ржи –…….. ржаной

Хлеб из пшеницы- ….пшеничный

Поле с овсом- …..овсяное

Каша из пшена-……. пшенная

Каша из овса- …….овсяная

Каша из кукурузы-…кукурузная

В: Затем только хлебобулочные изделия развозят в магазины. А кто развозит хлеб по магазинам?

Д: шоферы.

В: Затем мы приходим в магазин и выбираем красивый румяный хлеб.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который  выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Ребята, давайте еще раз повторим, какой длинный и трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол.

-Что делает тракторист? (пашет, боронит, сеет зерно)
-Какая работа у агронома? (знать, когда нужно сеять, когда убирать урожай, следить за здоровьем ростков) 

-Человек какой профессии убирает с поля зерно? (Комбайнёр)
-При помощи какой машины он это делает? (комбайн)
-Кто отвозит зерно в зернохранилище? (шофёр)
-Как по-другому можно назвать место, где храниться зерно? (элеватор)
-Куда попадает зерно из элеватора? (на мельницу или на мукомольный завод, где зерно превращается в муку) 

-Для чего нужна мука? (из муки делают тесто)

 -Кто готовит тесто и выпекает хлеб? (пекарь)

Молодцы ребята! Сегодня мы узнали, как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда вам говорю: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

Хочу закончить занятие о хлебе такими словами, послушайте: Берегите хлеб! И всегда помните:

Хлеб – земля
Хлеб – воздух
Хлеб – вода — это то, без чего не может быть жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

От куда хлеб пришел.

Конспект занятия...

от куда хлеб пришел

от куда  хлеб пришел...

Презентация "От куда хлеб пришел?"

Презентация "От куда хлеб пришел?"...

Занятие в подготовительной группе на тему «От куда хлеб пришел?»

Занятие в подготовительной группе на тему «От куда хлеб пришел?»Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы б...

От куда хлеб пришел

рассказывание детям о том какую значимость имеет хлеб для людей; что есть много профессий, люди, которые трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб....