Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Путешествие в сказку «Колосок» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шатаева Наталия Владимировна

В современном мире, в век информационных технологий наши дети большую часть времени проводят у телевизора или компьютера. Как показывает опыт, дети недостаточно знают  сказки, не все умеют   рассказывать их, мало интересуются книгами. Все это в большей мере влияет на развитие связной речи и на такие психические процессы как воображение и фантазия. Ведь для ребенка хорошая связная речь – это залог успешного обучения в школе. Согласно ФГОС игра является неотъемлемой формой обучения, развития и воспитания дошкольников.   Игра со сказкой позволяет добиться положительных результатов в развитии связной речи детей. Это и обусловило выбор темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»

Региональный конкурс «Пин - код успешности: открытое пространство»

Номинация «Воспитание со всех сторон»

Конспект  организованной образовательной деятельности

 Тема: Путешествие в сказку «Колосок»

Образовательная область «Речевое развитие»

Подготовительная  группа

Шатаева Наталия Владимировна,

                                     воспитатель

                 МБОУ «СОШ № 41»        

г. Бийск, 2022

Пояснительная записка

Актуальность:

   В современном мире, в век информационных технологий наши дети большую часть времени проводят у телевизора или компьютера. Как показывает опыт, дети недостаточно знают  сказки, не все умеют   рассказывать их, мало интересуются книгами. Все это в большей мере влияет на развитие связной речи и на такие психические процессы как воображение и фантазия. Ведь для ребенка хорошая связная речь – это залог успешного обучения в школе. Согласно ФГОС игра является неотъемлемой формой обучения, развития и воспитания дошкольников.   Игра со сказкой позволяет добиться положительных результатов в развитии связной речи детей. Это и обусловило выбор темы.

Целевая аудитория: дети подготовительной группы.

Цель: развитие познавательной и речевой активности детей.

Программные задачи:

образовательные:

  • формировать познавательный интерес к сказкам
  • учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев
  •  учить отвечать полными развернутыми предложениями
  • активизировать словарь

развивающие:

  • развивать умственные способности
  • развивать воображение и фантазию
  • развивать связную речь

  воспитательные:

  • воспитывать интерес к сказкам
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям, умение сопереживать

Планируемые результаты: активизация словаря, умение отвечать полными развернутыми предложениями, развитие умственных способностей, развитие воображения, развитие познавательного интереса к сказкам, умение понимать мораль сказки.

Форма проведения: фронтальная

Методы и приемы: словесные: мотивация, беседа, вопросы к детям, художественное слово, словесная игра.

наглядные: демонстрация и рассматривание иллюстраций, картинок, предметов.

Ресурсное обеспечение: кадровое обеспечение, методическое, материально-технические, санитарно-гигиенические условия.

Предварительная работа: чтение украинской народной сказки «Колосок», беседа по сказке, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование:  

Контуры мышат бесцветные, цветные изображения мышат, картинки с изображением героев сказок, сказочные ворота, волшебная палочка, конверт с колоском, звуковое послание, конверты с заданиями, графические карты-схемы, сундучок с сюрпризом.

Ход организованной образовательной деятельности:

Примечание

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 часть ООД - Вступительная

 

 Организационный момент.

 

Сюрпризный момент.

Звуковое послание.

-Ребята, я очень рада вас видеть!  

-Давайте поприветствуем друг друга.

«Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно,

Говорю вам всем «Привет»,

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Ребята, я вижу какой – то интересный конвертик у вас на полочке лежит.

 

В конверте что-то лежит, посмотрим?

Кто же нам колосок прислал? (слышится голос петушка)

«Ку-ка-ре-ку! Это я прислал, петушок из сказки «Колосок».

Ребята, моих мышат заколдовала волшебница. Она сделала их невидимыми. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить три задания волшебницы. Помогите, пожалуйста, мышатам. Ведь пока они  заколдованы, никто не сможет прочитать нашу сказку. Чтобы вы быстрее добрались до сказки, высылаю вам волшебную палочку».

- Ребята, что - то я ее не вижу.

- Ну что, поможем мышатам?

 - Тогда отправляемся в сказку.

 

- Пройдите на волшебные стулья.

 - Закройте глазки, а я произнесу волшебные слова.

 «Палочка волшебная,

Ты нам помоги,

В сказку «Колосок» нас перенеси».

1,2,3 – открываем глазки мы.

 

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Один из детей приносит конвертик.

Открываем, достаем колосок.

Слушают звуковое послание.

 

Находим волшебную палочку.

Да.

Дети проходят за столы.

2 часть ООД Основная

Демонстрация наглядного пособия

Беседа по сказке

Физкультминутка

Дыхательная гимнастика

- И правда, мышата заколодованы.

- Прежде чем помочь мышатам, нам нужно вспомнить сказку «Колосок». Вы знаете сказку «Колосок»?

-Какие герои живут в сказке?

-Какими словами можно сказать про мышат? Какие они?

-Изобразите, какие мышата веселые.

- Какими словами можно сказать про петушка? Какой он?

- Изобразите, какой петушок грустный.

- Расскажите, как трудился петушок? - Я вам помогу вспомнить. У меня карточки помощники (графические карты – схемы).

- Чем занимались в это время мышата? Что они делали?

- Как петушок проучил мышат?

- Почему он не стал кормить их?

- Как вы думаете, сказка весело или грустно заканчивается? Почему?

- Ребята, как вы считаете, почему мышат заколдовала волшебница?

- Вам жалко мышат?

- И мне жалко. Ребята, давайте попробуем расколдовать мышат с помощью их любимой зарядки.

Кто любил играть и петь?

Кто с утра мышат будил?

Кто на мельницу ходил?

Кто молол муки мешок?

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

Что вы делали мышата

От рассвета до заката?

Ах, работать было лень,

Ну ка дружно за руки беритесь

И немного потрудитесь.

Воздух носиком вдохните

И немного задержите

Воздух через ротик выпускаем

И немного отдыхаем.

Да.

Петушок Голосистое горлышко и два мышонка : Круть и Верть.

Веселые, озорные, смешные, ленивые.

(Дети мимикой показывают)

Умный, трудолюбивый, справедливый, грустный, добрый.

(Дети мимикой показывают)

Нашел колосок, обмолотил его, зерно на мельницу отнес, муку намолотил, тесто замесил, дров натаскал, печь затопил, пироги испек.

Песни пели, веселились, танцевали, играли, прыгали, бегали, кружились и вертелись.

Он не стал кормить их пирогами.

Они ему не помогали.

Грустно. Мышата остались голодными.

Потому что они ленивые.

Да.

-Два мышонка: Круть и Верть!

-Петя-петушок!

-Петя петушок!

-Это петя-петушок!

Веселились целый день,нам работать было лень!(дети выполняют движения по тексту)

Выполняют 3 раза.

 

Словесная игра «Скажи наоборот»

Демонстрация конверта с заданием

Игра «Поймай слово»

Демонстрация наглядного пособия

 - Не получилось. Ребята. Может еще где-то есть подсказка? (оглядываюсь). Да вот же она.(беру конвертик). Это игра «Скажи наоборот»

-Петушок трудолюбивый, а мышата..

-Петушок большой, а мышата…

-Петушок сытый, а мышата…

-Петушок грустный, а мышата…

-Петушок работал, а мышата…

-Мышата ленивые, а петушок…

-Мышата маленькие, а петушок…

- Мышата голодные, а петушок…

-Мышата веселые, а петушок…

-Мышата отдыхали, а петушок…

-Ребята, посмотрите, там мышата не расколдовались?

-Ой, ребята, я вижу еще одну подсказку (беру конвертик).

Ребята, это последнее задание от волшебницы.

-Угадайте, какой звук слышится во всех этих словах: петушок, мыши, мешок, крыша.

-хлопните в ладоши, если услышите звук «ш» в словах: зерно, шум, шапка, дом, пироги, мыши, мельница, колосок.

-Ребята, мышата снова не расколдовались. Давайте к ним подойдем. А вот и еще один конверт от волшебницы. Прочитаем:

«Ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Поэтому я конечно же расколдую мышат. А вы мне поможете. Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

-1, 2, 3- нам чудо покажи.

1,2,3 – мышат нам оживи.

-Молодцы, посмотрите, наши мышата расколдовались.

-Ребята, мы помогли мышатам.

-Ребята, какие  вы молодцы. Теперь мышата могут жить в своей сказке.

Ленивые.

Маленькие.

Голодные.

Веселые.

Отдыхали.

Трудолюбивый.

Большой.

Сытый.

Грустный.

Работал.

Не расколдовались

Звук «ш»

 

3 Часть ООД Заключительная

Рефлексия

Самооценка детей

Воображаемая ситуация

-Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?

- Чему научила нас эта сказка?

- Мышата очень любили играть в мяч. Круть всегда играл красным мячом, а Верть синим.

Если кому то было трудно сегодня путешествовать по сказке, возьмите в руки красный мяч, а кому было легко, возьмите синий мячик.

-Ребята, нам пора прощаться со сказкой и возвращаться в детский сад. Поможет нам наша волшебная палочка.

-1, 2, 3, 4, 5-вместе мы в кругу опять.

Со сказкой мы прощаемся,

В группу отправляемся.

-Палочка волшебная,

Ты нам помоги,

В детский сад обратно нас перенеси.

1,2,3-снова в группе мы.

- Ой, ребята, смотрите, что за сундучок? Давайте посмотрим, что там. Ой, какой сюрприз, это сказочные наклейки, чтобы вы надолго запомнили путешествие по сказке.

Понравилось!

Встают в круг, закрывают глаза.

Вывод:

Используя  сказку как средство обучения, развития и воспитания   были выявлены положительные результаты.  Произошло накопление и активизация словарного запаса, повысился уровень развития связной речи и речевой активности в целом, что доказывает эффективность использования сказки как одной из форм  работы с детьми на занятиях.      

Методическая разработка может быть использована  педагогами, работающими в системе  дошкольного образования при наличии достаточного практического материала, творческой направленности, заинтересованности, при организации кружковой работы,  а также родителями в совместных занятиях с детьми.

Литература:

Антонова О.А. Занятие – сказка как вид логопедической работы с детьми // Логопед – 2009. - № 8, с. 84 – 89.

Гуськова А.А.Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / Волгоград: Учитель, 2010.

Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей // Логопед – 2009. - № 6,  80 с.

Михайлова А.Н. Современный ребенок и сказка. – М., 2002.

Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция.-Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.

Структура волшебной сказки. – М.:Российск. гос.гуманит.ун-т, 2001. – 234 с.

Тихомирова И.И. В них есть добро, любовь и счастье; творческое чтение сказок // Начальная школа.-2003. - № 8,  45 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ИЗО "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди" ( подготовительная группа).

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект математического путешествия по сказке «Гуси – лебеди» подготовительная группа

Продолжать знакомить детей с составом числа 6 из двух меньших цифр.Учить детей мыслить логически: находить недостающие цифры по схеме, закреплять знания геометрических фигур.Продолжать использов...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам» (для детей подготовительной группы и родителей)

Литературная викторина «Путешествие по сказкам» (для детей подготовительной группы и родителей)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (средняя группа.)

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техник, формирования  представлений у детей о семье и родственных отношениях. Задачи:1.Образов...

Организованная образовательная деятельность «Путешествие по сказке «Царевна-Лягушка» старшая группа образовательная область «Познавательное развитие»

Предлагаемая организованная образовательная деятельность способствует развитию интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, формированию познавательных действий. В образовательн...