Консультация для родителей "Игры для развития речевого дыхания"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Валовик Оксана Юрьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya-dlya-roditeley-igry-na-razvitie-dyhaniya.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рекомендации для родителей

Игры для развития речевого дыхания

 

 Автор: Максименко О.Ю.

Нижневартовск, 2023

 

 

   Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

     Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное

(физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.      Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

     Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

     Запомните параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 

      При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

 

      Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

 

 

 

 

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

 

Лети, бабочка! 

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

 

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 

 

 

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

 

  • Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

  • Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

 

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

 

Ветерок 

 

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).  

 

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

 

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

 

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

 

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

 

 

Осенние листья 

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

 

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

 

 

 

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

 

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

 

 

Листопад 

 

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

 

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.  

 

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

 

  • Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

 

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

 

  • Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

 

 

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки

ваты, напоминает детям про зиму.

 

  • Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

 

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова

 

Одуванчик 

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

 

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

 

  • Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

 

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

 

Также можно организовать игру "Дед или баба?":

 

  • Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

 

 

 

Вертушка 

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: игрушка-вертушка.

 

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 

 

 

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

 

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

 

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

 

Песня ветра 

 

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".  

 

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

 

   

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

 

Летите, птички! 

 

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

 

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

 

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

 

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

 

 

Катись, карандаш! 

 

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.  

 

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

 

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

 

 

Весёлые шарики 

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

 

Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см.

предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

 

- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

 

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

 

 

Воздушный шарик 

 

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.  

 

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

 

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

 

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

 

   

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

 

 

Плыви, кораблик! 

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

 

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

 

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

 

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

 

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование:

чей кораблик быстрее приплывет к цели.

 

 

Уточки 

 

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

 

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.

 

  • Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

 

Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.

 

  • Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

 

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

 

 

Расти, пена!  

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

 

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

 

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

 

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

 

 

День рождения 

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

 

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.

 

-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год.

Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.

 

Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

 

Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

 

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.

 

Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

 

 

Перышко, лети! 

 

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.  

 

Оборудование: птичье перышко.

 

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 

 

Мыльные пузыри 

 

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.  

 

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

 

 

Свистульки 

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.  

 

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 

- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

 

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

 

Милиционер 

 

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: свистки.

 

 

 

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.

 

- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!

 

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

 

Подуй в дудочку! 

 

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

 

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

 

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

 

- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!

 

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

 

   Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у когото из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (логопедические технологии). М.: Книголюб, 1996 .
  2. Буйко В. Чудо-Обучайка. Речевая моторика. Речевое дыхание. Дикция. Для детей 3-7 лет. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2005.
  3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. (Развитие речи шаг за шагом).

М.: ТЦ Сфера, 2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...

Консультация "Игровые методы для развития речевого дыхания"

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения.- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий в...

Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания"

Родителям даются практические советы о том, как развивать речевое дыхание....

Консультация для родителей «Необходимость развития речевого дыхания»

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В...

Консультация для родителей «Необходимость развития речевого дыхания»

Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания» Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей по развитию речевого дыхания

Новые игры и упражнения для развития речевого дыхания...