Конспект НОД Тема: "моя семья" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: систематизировать представления о родственных отношениях в семье в процессе разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tema_moya_semya_dlya_sredney_gruppy.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (СОД) Тема: «Моя семья» для средней группы

Реализация ОО «Развитие речи».

Разработан: воспитателем Капраловой Н.Ю.

Цель: систематизировать представления о родственных отношениях в семье в процессе разных видов детской деятельности.

Задачи:

1. Закреплять представления о родственных отношениях в семье, о роли взрослых и детей.

2. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний по данной теме, развивать компоненты устной речи, совершенствовать диалогическую речь.

3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, коммуникативные качества личности детей.

4. В продуктивной деятельности – продолжать учить пользоваться кистью, аккуратно закрашивать ограниченную поверхность, самостоятельно выбирать изобразительные средства для выполнения работы.

5. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь между сверстниками.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

- подбор методической литературы по теме;

- рассматривание картин («Семья», «У телевизора»), иллюстративного материала («Умные карточки «Семья», иллюстрации из детских книг, открытки и пр.), настольно – печатных, сенсорных, пальчиковых («Из – за леса, из – за гор», «Этот пальчик – мамочка…», «Семья») и дидактических игр («Кто мы, какие мы?», «Кого не стало?», «Скажи ласково», «Что сначала, что потом?», «Собери по частям», «Хорошо – плохо», «Можно и нельзя», «Опасный – безопасный», «Кто в доме живет?», «Моя квартира», «Кто что делает», «Профессии», «Мы – помощники» и др.);

- Чтение художественной литературы: стихи о членах семьи, загадки, стихи о детях, К .Шанэ «Братишки», «Мы – дружные ребятки», «От шалости до беды – рукой подать», «Если папы дома нет», «Правила поведения для послушных детей»,  «Когда мамы и папы нет дома»;

- Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»;

- Просмотр мультфильмов «Репка», «Нехочуха»;

- Тематическая выставка «Золотые руки наших бабушек и мам»;

- Сбор семейных фотографий;

- Выпуск семейных газет;

- Беседы с детьми о правилах поведения в семье, о безопасности жизнедеятельности в быту.

Материал и образовательные ресурсы:

- Считалка «Шел по крыше…», загадка о семье, шуточное стихотворение «Книжки мне читает мама…» (разучить с ребенком заранее);

- Мяч для словесной игры «Подбери пару»;

- Карточки – картинки с изображением членов семьи на специальных прищепках (чтобы можно было прикрепить к одежде);

- Создание игровой обстановки в центре сюжетной игры (необходимые предметы для обыгрывания: утюг, гладильная доска, посуда, мебель, инструменты, предметы – заменители, одежда для ряженья, фартуки, полотенца, красивые салфетки, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий и др.);

- Дидактическая игра «Опасный – безопасный»;

- Веселая детская современная музыка (детский ансамбль «Барбарики») для организации двигательной активности (физминутка «Обнималочки»);

- Заготовки рамок для фотографий на каждого ребенка;

- Все необходимое для продуктивной деятельности –краски – акварель, кисти, салфетки, пластиковые стаканчики с водой, клеенки – на каждого ребенка;

- Аудиозапись песни Э. Пьехи «Семейный альбом».

     Ход ОД:

Вхождение в занятие.

Шёл по крыше воробей,  Собирал своих друзей.

Много, много, много нас. Выйдут девочки сейчас.

Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.

I. Вступительная часть (мотивационная)

1. «Познавательное развитие», ФЭМП.  в процессе общения взрослого и детей.

Воспитатель: Сколько девочек у нас? (Ответы).

- Как проверить? (Ответы).

 - А сколько мальчиков? (Ответы).

- Кого больше, девочек или мальчиков? (Ответы).

- Как проверить? (Встать парами.)

2. «Речевое развитие», игровая деятельность (стоя в кругу)

Загадка.

Воспитатель: - Отгадайте загадку.

Без чего на белом свете. Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?               - Ваша дружная…(семья).

Вопрос: А что такое семья? (Ответы детей).

Словесная игра с мячом «Подбери пару» (дети стоят по кругу). Цель: учить детей подбирать пары слов по ассоциации - противоположности, развивать логическое мышление.

Игровое действие: Ребенок ловит мяч, называет парное слово и возвращает мяч воспитателю (слова – пары: мама-папа, дядя-тетя, дедушка-бабушка, брат-сестра, мальчик-девочка, дети-родители, муж-жена, сын-дочь, взрослые-дети и др.)

II. Основная часть.

1. «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей.

Совместное составление рассказа.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе составим рассказ о семье (сидя на подушечках, в процессе рассказа воспитатель надевает на детей карточки – картинки с изображением членов семьи).

В: - В одном доме жили-были вместе мальчик и девочка. Как вы думаете, кто они были друг другу? (брат и сестра).

В: - И были у них мама и …(папа).

В: - Они были для детей…(родители).

Мальчика родители называли…(сыном, сыночком), а девочку…(дочкой, доченькой).

В: - У папы тоже были родители. Дети называли их …(бабушкой), и…(дедушкой).

В: - И у мамы были родители. Дети их тоже называли…(бабушкой и дедушкой.)

В: - Посмотрите, вот какая у нас семья! (Взяться за руки).

Воспитатель, обращаясь к ребёнку, спрашивает: - Ты кто….? («Я - дедушка»).

В: - В нашей семье живут люди разного возраста – взрослые и ….дети. Поднимите руки те, кто в нашей семье взрослый? А теперь те, кто в нашей семье дети?

В: - Как Вы думаете, наша семья большая, или маленькая? (Ответы.) Почему?

В: - А кто может сосчитать, сколько нас всего?

В: - Наша семья очень большая и дружная. Взрослые любят детей и заботятся о них. А дети у нас послушные. Они охотно помогают взрослым.

2. «Социально-коммуникативное развитие», игровая деятельность, общение.

Ролевая игра «Наша дружная семейка». Цель: закреплять навыки ролевого поведения, развивать инициативу и самостоятельность.

В: - Давайте поиграем в игру «Наша дружная семейка», проходите в кукольный уголок - это наша комната, каждый из Вас будет выполнять игровые действия, в соответствии с ролью. Например: «Таисия, ты кто? (Мама). Мама, ты что будешь делать?» (Буду гладить).

Дети самостоятельно и по желанию выбирают бытовые предметы и выполняют игровые действия с ними, воспитатель активно участвует в игровой деятельности детей (в роли гости), задает вопросы: «Бабушка, что ты делаешь? («Варю суп»). А какой суп? Ты не забыла его посолить?» «А для кого ты варишь суп? «Ты заботливая бабушка?» и т.п.

Оценка воспитателя. 

В: - Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, чем занимаются взрослые и дети дома, когда собираются вместе. Молодцы!

В: - А теперь послушайте шуточное стихотворение.

Чтение стихотворения (читает ребенок)

Книжки мне читает мама, И котлеты жарит мама,

Поет песни перед сном, Убирает целый дом!

Папе моему везет. На работу он идет.

В.: - Кто догадался, почему я это стихотворение назвала шуточным?

3. «Социально-коммуникативное развитие», игровая деятельность.

Дидактическая игра «Опасный – безопасный» (дети стоят по кругу). Цель – закреплять знания об опасных и безопасных предметах быта.

В: - А теперь Вы опять все просто дети. Вы, конечно, знаете, что дома вас окружает много разных предметов. Среди них есть опасные и безопасные для игр предметы. Принеси …(имя ребёнка) из уголка безопасности коробку с новой игрой.

В: - Эта игра называется «Опасный – безопасный». Давайте поиграем в игру. Объяснение правила игры: «Я показываю вам карточки с разными предметами, Вы называете этот предмет и если предмет для детей опасный, вы прячете руки за спину, а если для детей предмет безопасный – громко хлопаете в ладоши.

Например: «Что это? (Это топор). Что вы делаете? (Прячем руки за спину)».

В конце игры самооценка.

4. «Физическое развития», двигательная деятельность.

Физминутка «Обнималочки» (под музыку). Цель: смена деятельности, снять признаки усталости, эмоциональная разгрузка.

5. «Речевое развитие», общение. 

Проблемная ситуация

Воспитатель обращает внимание детей на фотографии лежащие в уголке «Семья». Затем показывает фотографию в рамке на стене.

В: - Ребята, как Вы думаете, мы сможем сейчас повесить на стену эти фотографии? Почему?

В: - А что надо сделать? (купить рамку, сделать рамку).

В: - Все Ваши предложения хороши, только…(денег нет, делать сами не умеем).

В: - А вот ребята старшей группы, нам помогли, они изготовили для нас рамочки. Посмотрите, рамочки хорошие, но белые.

Рассматривание готовых рамок для фотографий

В: - Посмотрите, какие можно сделать разные по цвету рамки.

Описание последовательности действий украшения готовой рамки.

В: - Что нам надо будет для работы? (вода краски, салфетка, кисть).

В: - Ребята, обратите внимание, какая сейчас вода? (чистая, прозрачная).

В: - Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, какой станет вода, когда вы закончите рисовать.

Самостоятельная подготовка к работе, трудовая деятельность.

В: - Ребята, кто хочет украсить рамку, берите необходимый для работы материал и проходите за столы.

5.«Художественно-эстетическое развитие», продуктивная деятельность 

украшение рамочек для семейной фотографий (звучит песня в исполнении

Э. С. Пьехи « Семейный альбом»).

Индивидуальная работа по закреплению технических навыков рисования.

Индивидуальное общение.

В: - Ты рисуешь для себя, или кому-то подаришь?

В: - Как зовут твоего папу (маму, бабушку…)? и др.

Проверка эксперимента

По окончании работы обратить внимание детей на воду.

В: - Что случилось с водой? Какая она стала после рисования? (Мутной, грязной…)

- Почему?

III. Заключительная часть.

Выставка (презентация) детских работ.

Рефлексия

В: - Чем мы сегодня занимались?

В: - Что тебе больше всего понравилось делать?

В: - А тебе, понравилось играть в…?

В: - Кого вы хотите похвалить?

В: - Похвалите себя. (Дети хлопают в ладоши). Давайте все вместе дружно скажем: «Мы – молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Осенняя пора ». Средняя группа.

Цели занятия:Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью.Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.Воспитывать интерес и бережное отношени...

Конспект НОД Тема: Флаг России. Средняя группа

конспект НОД ко дню Российского флага 22 августа....

Конспект на тему: «Рождество Христово» (средняя группа)

Конспектна тему: «Рождество Христово»средняя группа. Воспитатель: Кудашкина Надежда Алексеевна Цель: ü     ознакомить детей с историей этого праздника, традициями, обряда...

Конспект занятия тема: «Лесные жители» Средняя группа

Путишествие по лесу с использованием карты.Задачи:-Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»...

Конспект прогулки. Тема "Весна" в средней группе.

Конспект прогулки. Тема "Весна" в средней группе....

Конспект на тему "Семья" в средней группе детского сада.

Конспект занятия в детском саду. Тема: "Моя семья". средняя группа....