Мастер-класс "Значение дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи для детей с РАС дошкольного возраста"
материал по развитию речи

Доронина Елена Геннадьевна

Теоретический и практический аспект  дыхательной и артикуляционной гимнастики  в работе с детьми  РАС дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Значение дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи для детей с РАС дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-дефектолог Е. Г. Доронина

структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

C:\Users\Д\Desktop\hqdefault.jpg

Сегодня на мастер-классе я хотела бы рассказать о важности дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи у дошкольников. Дыхательная и артикуляционная гимнастика это важные и неотъемлемые этапы в формировании  правильного звукопроизношения и речи в целом.

  1. Значение дыхательной гимнастики в логопедии для дошкольников.

Теоретический аспект.

Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений. Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут.

Развитие речевого дыхания у детей с расстройствами аутистического спектра формируется   также как и у детей без РАС.

Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Нужно учитывать, что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. Самый приемлемый вариант — это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Во время игр постарайтесь проследить за правильным выдохом у ребенка. Для этого необходимо помнить, что выдох считается правильным только в том случае, когда :

– перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь»;

 – совершает выдох плавно, не толчками;

 – во время выдоха губы не сжимает и не надувает щеки, а складывает их трубочкой;

 – во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри ребенку пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух;

– выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;

– не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора и пения.

Практический аспект.

 Итак, попробуйте такие игры:

  1. Понюхай цветок. Для этого упражнения можно использовать все, что есть под рукой: цветок, лист дерева, еловую веточку, яблоко, конфетку. Ребенку предлагается понюхать, как вкусно пахнет предмет. Для этого делается глубокий вдох через нос, выдохнуть ртом и произнести шепотом А-А-А.
  2. Погрейся на морозе. Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Запотевшее зеркало. Ребенку предлагается сделать глубокий вдох. Затем близко к губам поднести маленькое зеркало и выдохнуть. От теплого выдоха зеркало должно запотеть.
  3.  Листья шелестят. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
  4. Покатай карандаш. Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
  5. Чайник закипел. У ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1–1,5 см. По сигналу «чайник закипел» ребенок дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
  6. Снежинки летят. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
  7.  Футбол. Предлагаем ребенку игру в футбол. Для этого делаем ворота из кубиков, а кусочек ваты выполняет роль мяча. Ребенок делает глубокий вдох и дует на «мяч», стараясь попасть в ворота.
  8.  Фокус. Предлагаем ребенку побыть фокусником. Для этого упражнения нужно взять кусочек ваты и положить его на кончик носа, а потом попытаться сдуть его резким выдохом.
  9. Сделай «бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и трубочка для коктейля. Устройте маленькое соревнование, у кого сильнее «буря в стакане». Дуйте по очереди или вместе, чтобы оценить силу выдоха.
  10.  Надуй шарик. Покажите ребенку , как нужно надувать воздушные шары. Пускай ребенок попробует надуть шарик сам. Потом можете продолжить игру с надутыми шарами. Можно подвесить их за веревочку на уровне лица ребенка или же просто подбросить вверх и дуть на шарик снизу, чтобы он высоко взлетал и как можно дольше не опускался.
  11.  Свистульки. Для игры потребуются пластмассовые, керамические, деревянные игрушки-свистульки. Они бывают в виде забавных животных. Покажите, как нужно дуть, чтобы свистулька звучала. Если есть свисток, то можно поиграть в арбитра на футбольном поле или в постового на дороге.
  12. Вертушки. Эта интересная игрушка представляет собой подвижную вертящуюся на палочке «мельницу» обычно из бумаги. Нужно показать ребенку, как начинает крутиться вертушка на ветру. Потом сами подуйте на нее и предложите ребенку это сделать тоже вместо ветра. Обратите внимание ребенка на то, что лопасти вертятся тем быстрее, чем сильнее «ветер» от вашего дыхания.
  13. Одуванчики. На прогулке весной или летом, когда на полянках можно найти много «зрелых» одуванчиков, соберите вместе с ребенком по «букетику», а потом покажите, как сдувать семена-парашютики. Устройте маленькое соревнование, у кого получится сдуть больше и на дальнее расстояние пушистых семян.
  14. Мыльные пузыри.

C:\Users\Д\Desktop\LoTkmeyRm2c.jpg 

  1. Значение артикуляционной гимнастики.

Теоретический аспект

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.

Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок мог ощущать и запоминать все свои действия.

Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10.

Главная  задача в работе с детьми с РАС — сделать так, чтобы эти упражнения стали неотъемлемой частью жизни ребёнка, не вызывали никакого негатива. Когда вы благополучно сделали артикуляционную гимнастику неотъемлемой частью жизни ребёнка, начинаем медленно и незаметно корректировать. Очень незаметно и незначительно.

Например, та же -чашка-, ребёнок едва высовывает язык и немного его изгибает. Каждый раз вы делаете небольшое замечание, показывая на себе и в зеркале на нём, что чашка должна быть глубже. Немного, совсем чуть-чуть. И хвалите. На следующий день ещё глубже. И так далее.

Если вы попробуете сразу потребовать правильного исполнения, то, во-первых, у него может не получиться и это вызовет негатив, он может не дать прикоснуться к языку, и это тоже негатив. Всё надо делать очень аккуратно.

И помнить главное: упражнения не должны вызывать никаких трудностей. Потому что в любой момент вы можете передавить и ребёнок вообще откажется выполнять даже то, что уже начал делать.

Итак, исправления. Их надо дозировать. Не все упражнения за один раз исправляем. А несколько. Остальные игнорируем. Делает как делает. На другом занятии исправляем другие. И так по кругу.

В итоге очень медленно и незаметно даже для себя вы сможете сделать так, что ребёнок будет выполнять артикуляционную гимнастику и будет нормально реагировать на замечания и стараться сделать лучше.

А это первый шаг к работе над постановкой звуков.

Но, не исключаю, что пока вы будите делать то, что я описала выше, звуки смогут появиться, потому что даже вот так медленно и уныло, но ваш ребёнок  начнёт работать над своим речевым аппаратом, и начнёт его чувствовать. И результаты не заставят себя ждать.

Подготовка артикуляционного отдела речевого аппарата детей с расстройствами аутистического спектра к говорению средствами пассивной гимнастики 

Пассивная артикуляционная гимнастика применяется тогда, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все упражнения выполняются с помощью рук взрослого — логопеда или родителя. Целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его. Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»). Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается. Таким образом происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.

Практический аспект

Пассивная гимнастика языка: 1. Вывести язык из ротовой полости вперед. 2. Втягивать язык назад. 3. Опускать язык вниз (к нижней губе). 4. Поднимать язык вверх (к верхней губе). 5. Отводить язык (влево и вправо). 6. Придавливать кончик языка ко дну ротовой полости. 7. Приподнимать кончик языка к твердому нёбу. 8. Легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ: 1. «Собрать» верхнюю губу (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии). 2. Опустить углы губ, поднять углы губ двумя указательными пальцами. 3. Перетягивать углы рта указательными пальцами отдельно вправо, влево. 4. «Собрать» нижнюю губу (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии). 5. «Собрать» губы в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии. 6. Растягивать губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта. 7. Поднимать верхнюю губу. 8. Опускать нижнюю губу. 9. Смыкать губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта. 10. Создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы],[э].

Развитие подражания у детей с расстройствами аутистического спектра

Для мимических мышц:

 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

 3. Наморщить нос, лоб.

Демонстрация и показ некоторых упражнений артикуляционной гимнастики: «Окошечко», «Лопатка», «Блинчик», «Чашечка», «Грибочек», «Часики».

Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

План по самообразованию. Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей  дошкольного возраста". Работа с детьми раннего и младшего возраста....

Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....

Логоритмика- способ развития речи у детей младшего и дошкольного возраста.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией ...

План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...