ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
статья по развитию речи (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. Данная статья раскрывает возможность эффективного использования инновационной технологии сторителлинг в развитии связной речи детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борзова А.Ю., Иванова Г.Н., воспитатели,

                                            МБДОУ «Детский сад №78» г. Чебоксары,

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. Анализ исследования по проблеме речевого развития детей показывает, что основные трудности у детей возникают в результате освоения связной речи. Пересказ, как одно из форм развитие речи, доступен только при наводящих вопросах воспитатель. Современный ребенок испытывает огромные трудности при составлении рассказов по картинкам, наблюдается склонность к элементарному перечислению отдельных изображенных свойств и предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии.

     Важность работы над развитием связной речи детей побудила нас искать новые, более продуктивные методы, подходы к решению этой проблемы. Нас заинтересовал новая интерактивная технология «Сторителлинг», которая раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребенка.

Сторителлинг для дошкольников  – это интересная, увлекательная игра, состоящая из девяти кубиков, на которые наклеены картинки, которые погружают детей в мир фантазий и приключений.   А для педагогов -  возможность для развития и обогащения связной речи. Мы решили  использовать «Кубики историй» как одну из форм сторителлинга.  Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать свои «Кубики историй» с яркими предметными и сюжетными картинами.

Прежде чем начать пользоваться с «кубиками историй», мы познакомили детей с кубиками и  с  правилами  игры: вступление должно быть короткое (жили-были.., однажды…,когда-то давным-давно…., в некотором царстве, в некотором государстве.. и т.д.), обязательно наличие какого-нибудь интересного для детей  героя, развитие событий с героем, кульминация (решение проблемы), заключение (короткая, одним предложением «мораль» рассказа). Для усвоения данных правил, мы использовали прием «я составлю, а вы посмотрите, послушайте и запоминайте». Для тех детей, кто не понял смысл правил, мы провели индивидуальную работу.

В младшем дошкольном возрасте  активно использовались кубики для обогащения словарного запаса детей,  формирования грамматического строя языка,  для обучения составлению фразы из 2-4 слов. В основном использовались кубики, содержащие картинки только одной категории  и тематические кубики.

На начальном этапе составления рассказов с помощью «кубиков историй» активное участие принимали сами педагоги, т.к. детям сложно придумывать развитие событий, даже с опорой на кубики. Поэтому мы упростили задачу: первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д., затем раскладываются кубики и совместно придумывается сюжет рассказа. В данном случае есть возможность направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Уже после нескольких игр дети сами начинают составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Для детей это -  интересная и увлекательная игра.

 Для закрепления темы «Дикие животные», например, нами использовались  кубики с картинами диких животных, средой их обитания, жилищами, детенышами. Дети высыпают «кубики историй», ставят их в ряд и рассказывают, что у него получилось. У каждого ребенка получается свой увлекательный, интересный рассказ.

Для составления короткого рассказа использовались кубики с картинками из одной категории (не менее 4-6 штук) так, чтобы на выпавших гранях дети увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Из «волшебного мешочка» высыпаются кубики, дети раскладывают кубики для выступления, педагог помогает выбрать подходящие слова основной части и конца, при необходимости задает наводящие вопросы, чтобы связать картины в одну сюжетную линию. Сначала дети составляют рассказ из   3 кубиков (персонаж, место действия, предмет), затем задание усложняется - составляется рассказ уже из 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

На более продвинутом этапе, когда дети уже познакомились с правилами игры, накопили некоторый опыт составления рассказов по «кубикам историй», можно использовать разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.

Часто, для активизации составления рассказа, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка в этот процесс, нами придумывались различные методы, как, например, элементы мозгового шторма. Воспитатель рассказывает детям: «К нам в гости пришел Лунтик. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он плачет, как вы думаете, почему? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал плакать?», т.е. создает основу, своими вопросами он побуждает детей  создавать свою историю. Дети с удовольствием рассказывают свою версию предположений, выбрав и разложив логически свои кубики.

Часто создаются для детей интересные проблемные ситуации, подсказав начало или конец рассказа. Дети самостоятельно, при помощи «кубиков истории» создают свой рассказ, при этом эмоционально пережив действия героев.

В процессе развития связной речи детей составлялся сторителлинг с реальной ситуацией, с повествованием, сказочным и фантастическим сюжетом.

         Например,  ребенок высыпает 6 кубиков с изображениями из волшебного мешка: 1) 2 глаза,2 ноги, 3 глаза, большие уши; 2) костюм фиолетового цвета, большие синие ботинки; 3) инопланетянин с мамой и папой; 4) инопланетянин играет, собирать робота, читает; 5)инопланетянин кушает кашу; 6)ребенок и инопланетянин держатся за руки.

Дети самостоятельно составляют рассказ про инопланетянина.

Получается, примерно, такой рассказ: Моего космического друга зовут Тилли. У него есть голова и туловище, 2 руки и 2 ноги. Но зато у него целых три глаза, а еще большие уши. Он носит космический костюм фиолетового цвета и большие синие ботинки. Живет Тилли на планете Марс со своими родителями: мамой Тинки и папой Вилли. Тилли со своими друзьями очень любит играть в разные космические игры, собирать роботов, читать интересные книжки. Еще Тилли очень любит покушать. Любит  он космическую овсяную кашу. Мне нравится его целеустремленность. Я хочу подружится с ним.

Успех во многом зависит от мастерства педагога, его артистизма, в умении импровизировать, от умения увлечь детей, вызвать желание играть и, играя, развивать связную речь.

Мониторинг, проводившийся в старшей группе, показал эффективность использования игровой технологии «Сторителлинг». Прогрессирующий рост уровня развития связной речи детей наглядно иллюстрирует это.

 Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Давыдова Ольга. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4 Апрель - 2017.

2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.

3. https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/68_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»...

Использование технологии моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.

На результативность работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами моделирования влияют следующие педагогические условия:1. Разработка и реализация системы игр и упражнений с использо...

Использование инновационной технологии моделирования в развитии связной речи "Мнемотехника"

В статье  рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования.Овладение приемами работы с мнемотехникой значительно сокращает время об...

Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»

Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь - высшая фор...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена использованию инновационной технологии "Сторителлинг" для развития связной речи дошкольников....