Консультация
консультация по развитию речи

Тарасова Наталья Владимировна

Развитие фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonemaimcheskogo_sluha_u_doshkolnikov.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

       «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

       Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

      Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.  Проводятся специальные упражнения в игровой форме. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

    Большая часть дошкольников к моменту поступления в школу полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно активный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.  Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове.

Ребенка с самого раннего детства окружают различные звуки: голоса родных и близких, музыка, звуки живой природы. Все звуки ребёнок воспринимает по-разному. Речевые звуки, оформленные в слова, служат для общения с другими людьми, передают определённую информацию, побуждают к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи — это основа, на которой строится овладение языком как основным средством общения. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

 Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Развивать у ребенка фонематический слух необходимо с раннего возраста. Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать, а в дальнейшем и запоминать то, что он услышал, а не то, что ему сказали. Как следствие - появление ошибок в устной речи и в письменной. Развитие фонематического слуха у дошкольников способствуют  специальные упражнения, проводить которые следует в игровой форме. Они помогут детям распознать заданный звук в словах, определить место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Для того, чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер, была интересной каждому ребёнку, необходимо проводить упражнения в виде игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

-Для успешного развития фонематического слуха педагог должен учитывать возрастные и психологические особенности детей.

- Тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....