Как научить детей задавать познавательные вопросы?
статья по развитию речи (старшая группа)
Зачем нужны вопросы?
- С помощью вопроса можно получить новую информацию.
-Правильно задав вопрос , можно уточнить уже имеющуюся информацию.
-Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
-Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить детей задавать познавательные вопросы?
Зачем нужны вопросы?
- С помощью вопроса можно получить новую информацию.
- Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
- Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
- Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позиции.
- Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
- С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Притча
Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
-Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
-Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: «Могут!».
(об умении задавать вопросы)
«Хороший вопрос – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», – так сказал русский психолог В.М. Снетков.
Умеющий задать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет. Большинство людей ограничиваются примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому следует учиться.
Значение вопросов для развития познавательной активности дошкольников
Если говорить о детях, то в повседневной жизни задают много вопросов.
Вопросы различаются по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Детские вопросы являются важным средством развития их познавательной активности. Поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяется активный и пассивный словари, не активизируется любознательность.
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?..», «как?..» и «почему?..», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочку вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
Бытует мнение о том, что дети и так задают слишком много вопросов, поэтому нет необходимости учить их задавать вопросы. Вместе с тем, наблюдения показывают, что в образовательной деятельности дети практически не задают вопросы воспитателю, напротив, воспитатели задают вопросы детям. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает детей в ситуацию активной мыслительной деятельности, а свободные высказывания детей расценивается как дисциплинарные нарушения.
Таким образом, установка на «регламентированную активность» сковывает активность детей, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю.
Виды детских вопросов
В соответствии с положением Л. С. Выготского о соотношении речевого и интеллектуального развития в онтогенезе первичной функцией речи ребенка является функция общения с другими людьми, в процессе развития речь становится средством мышления. Опираясь на данное положение, вопросы можно рассматривать с двух точек зрения:
- Вопрос как форма речевой деятельности, направленное на общение с другими людьми, в которой реализуются социальные и индивидуальные потребности человека.
- Вопрос как форма мыслительной деятельности, возникающей при недостатке информации и направленной на приобретение новых знаний. Исследователи характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, интеллектуальной активности.
Н. Бабич выделила две категории вопросов:
- Познавательные
- Социально- коммуникативные
Функция социально-коммуникативных вопросов состоит в установлении контактов с другими людьми и в урегулировании своего поведения и поведения других людей.
Социально- коммуникативные вопросы включают следующие подгруппы:
- Вопросы о намерениях и деятельности (что будешь делать сейчас?)
- Оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?)
- Вопросы подтверждения и поиска помощи
- Риторические вопросы
- Вопросы неопределенного смысла
Функция познавательных вопросов состоит в поиске новой информации о предметной и социальной действительности. Познавательные вопросы включат следующие подгруппы:
- Вопросы идентификации (что это такое? Кто это?)
- Вопросы классификации и определении (например, что обозначает то или иное слово?)
- Вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.)
- Вопросы объяснения и аргументации
По мнению Н. Бабич больше всего вопросов задают дети до 5,5 лет, а затем их число начинает падать. В пять лет число познавательных вопросов значительно обгоняет число социально- коммуникативных вопросов.
Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный показатель готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.
Как побуждать детей задавать вопросы?
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет.
Многие исследователи (Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сензитивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.
В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Также необходимо и создание благоприятной атмосферы, побуждающей детей задавать вопросы и проявлять любопытство.
Микроклимат в группе, поддерживающий доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Помните, что дети задают вопросы не всем взрослым, а только тем, которым доверяют. Дети должны знать, что задавать вопросы нормально, потому их никто не станет осуждать или критиковать.
То, что для нас известные истины, для детей – открытия, поэтому они ведут себя любознательно и часто восхищенно удивляются происходящему вокруг, они задают вопросы и наша задача поощрять детей за это. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Если вопрос ребенка звучит в неподходящий момент, то пообещайте ответить позже. Сдержите свое обещание.
И еще не надо стесняться говорить, что вы не знаете ответ. Если ребенок задает вопрос, на который вы не знаете ответ, то вполне нормально сказать «я не знаю» и предложить ребенку найти самостоятельно ответ или выяснить вместе, чтобы показать, как следует искать ответы и какие источники лучше использовать.
Чтение познавательной литературы вызывает познавательный интерес к окружающему, желание узнавать больше провоцирует детей к задаванию вопросов
Игры
Развитие детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Мы используем в своей работе достаточно много игр и найти игры на развитие умения задавать вопросы несложно. Например, Что я загадала? Кто я? Что я?
Существует серия игр, которые условно названы «тренингом умения задавать вопросы»
Цель- знакомство с вопросом, как с формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. В различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. За каждый заданный вопрос дети получают фишку.
- «Угадайте, кем я хочу быть»
Цель- учить задавать вопрос, определять назначение профессии
Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит «я взял нож, доку, кастрюлю. Кем я хочу быть?\ какая у меня профессия? Дети угадывают профессию, о которой идет речь и перечисляют действия, которые может выполнять человек данной профессии
- «кто где стоит?»
Цель- умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.
Ход: по команде воспитателя часть детей выстраивается : «Галя, встань у доски, Костя, встань за Галей, Сережа, встань рядом с Костей и т.д. выбирается ведущий, который будет задавать вопросы «Лена, спроси Галю, за кем она стоит?», «Галя, а за кем ты стоишь?» и т. д.
- «Хочешь узнать-задай вопрос»
Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкивается (терка, нож для чистки рыбы, кофемолка и др.) Вопросы детей (по предварительному образцу) «Что это», «Для чего нужен этот предмет?», «зачем нужна эта кнопка?» и.т.д. на вопросы отвечают дети, на более сложные отвечает педагог
- «Поставь вопрос»
Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос
«Лена купила один красный шарик. Потом она купила еще два красных шарика»
Ребенок- «сколько красных шаров купила Лена?
«Умеющие мыслить- умеют задавать вопросы» Кинг. А.
Используемая литература
«Дошкольная психология» Г. А. Урунтаева
Журнал «Справочник воспитателя»
Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-515658-1573749138.jpg)
Как научить детей задавать познавательные вопросы (рекомендации для педагогов)
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-576481-1422556763.jpg)
Как научить ребенка задавать вопросы?
Эта небольшая консультация для родителей и воспитателей на тему : "Как научить ребенка задавать вопросы"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1237206-1586369939.jpg)
Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»
Консультация для родителей «Как научить детей задавать познавательные вопросы?»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1074862-1587802856.jpg)
Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.
Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы ТРИЗ технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-568387-1421946450.jpg)
Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»
Семинар «Как научить детей задавать познавательные вопросы»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/26/picture-1445495-1672031979.jpg)
Статья " Как научить ребёнка задавать вопросы
Основная функция умения задавать вопросы — получение доступа к нужной информации.Зачем нужны вопросы?Русский психолог В.М. Снетков указывает ещё на несколько функций вопросов:Правильно задав воп...
Как научить дошкольника задавать вопросы
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает....