Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Тараканова Анастасия Михайловна

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_syuzhetno.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития сюжетно-ролевой игры

при решении задач речевого развития

детей дошкольного возраста

 

        Коллеги, всем добрый день!

         Все мы знаем, что мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей.

        Предлагаю, актуализировать значение сюжетно-ролевой игры в речевом развитии дошкольников.

        Для этого выберите из предложенных утверждений, те утверждения, в которых отражено явное значение СРИ на становление речи детей.

Значение сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития:

        

*формирует умение договариваться

*развивает связную речь

*обогащает активный словарный         запас

*развивает диалогическую речь

*развивает коммуникативные способности

*способствует приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми

*совершенствует разговорную речь

*Формирует грамматический строй речи

*формирует умение пользоваться в диалоге различными видами реплик – вопросами, сообщениями, побуждениями

* формирует умение соблюдать спокойный доброжелательный тон в диалоге

        Итак, сюжетно-ролевая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет большое, я бы сказала, колоссальное значение.

        Но, в настоящее время,  выясняется, что современные дети в детских садах стали меньше и хуже играть, сюжетно-ролевые игры сократились по количеству, по продолжительности, бедны на разнообразие сюжетов.

        И в соответствии с этим,  наблюдается, что:

1.дети не могут договориться (страдает коммуникативная составляющая),

2. затрудняются воспроизвести ролевой диалог в игре

3.детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в предложения, словарный запас дошкольников беден.

        

А какое же решение  вытекает из сложившейся ситуации?

        И чтобы

        -помочь становлению связной речи у детей,

        - научить детей моделировать общение между собой в различных речевых ситуациях,

        -помочь овладеть диалогической речью

        Необходимо:

        ПОНИМАТЬ! что Сюжетно-ролевая игра, как и любая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть!»

Понимая это – только тогда будет результат!

        ЗНАТЬ! СПЕЦИФИКУ организации, развития СРИ на каждом возрастном этапе, и какие речевые задачи решаются в процессе игры в соответствии с возрастом.

        И учитывая и зная эти моменты, только тогда, уважаемые педагоги, вы сможете осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие речи  детей и вообще на развитие ребенка в целом.

 

Особенности развития сюжетно-ролевой игры

при решении задач речевого развития

детей  от 1.5  до 3 лет – ранний возраст

Стратегия поведения педагога при организации игры  - Формирование игровых умений

Задачи речевого развития:

1. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

2.Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру  (Принеси Машенька вазочку для цветов; Возьми красный карандаш)

3.Обогащать  словарь детей:

-существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

-глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, брать-класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться)

-прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой маленький, холодный, горячий)

-наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко)

4. Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса (по подражанию)

(«Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»)

5. Помогать детям отвечать на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»)

6. Учить использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под)

7. Упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных)

Пример организации воспитателем игры с детьми от 1года 10мес до 2лет 6 мес

(для овладения детьми игровыми умениями)

Воспитатель ставит на стол,  расположенный недалеко от игрушечного умывальника, пластмассовый тазик, говорит достаточно громко, чтобы слышали дети, но не привлекает их специально к игре.

Воспитатель: -Ой, какой у нас грязный, чумазый зайчик. Надо его искупать. Зайчик, хочешь купаться?

-Хочу! (измененным голосом говорит воспитатель за зайчика)

-Ну, давай! Вот я уже тазик приготовила!

(Предполагается, что к столу подходят дети и с интересом начнут наблюдать за действиями воспитателя).

Воспитатель: - Сейчас воду налью.

 (подходит к игрушечному крану, как будто поворачивает его и наливает воду)

- Ой, какая горячая вода! Оказывается, я набрала только горячую воду. А как же зайчик будет купаться?

(Воспитатель обращается к стоящему рядом малышу).

- Аня, налей в тазик еще холодной воды, а то очень горячо!

(Аня берет тазик, подходит с ним к умывальнику, подставляет под кран)

Воспитатель: -Ну, зайчик, теперь вода хорошая, теплая, садись в тазик, будешь купаться. (усаживает зайца в таз)

(Предполагается, что к столу подходят еще дети)

Воспитатель: -А чем мыто-то будем? Я мыло забыла взять.

-О, Коля, принеси-ка мне из коробки кубик. Это у нас будет мыло, понарошку.

Коля приносит кубик.

Воспитатель: --Давай, зайчик, я тебя намылю, головку, лапки, ушки.

 Все помыла.

-Машенька, пожалуйста, налей воды в ковшик, будем чистой водой зайчик поливать.

Машенька, подходит к умывальнику, подставляет ковшик под кран.

Воспитатель: -Спасибо! Вот как зайчика чистой водичкой полью, Он рад, смеется!

-Сашенька, Принеси мне полотенце, пожалуйста, чтобы зайчика вытереть.

Сашенька подает полотенце.

Воспитатель: -Спасибо! Сейчас зайчика вытру. Света подержи зайчика. Ой, зайчик спать хочет. Тише, не шумите.

Воспитатель: -Света, покачай зайчика, спой ему песенку.

Света укачивает зайку – Аааа…Аааа

Воспитатель: -Мишка тоже мыться хочет. Кто его помоет?..........

-Можно и куклу помыть, я еще тазик принесу.

Дети продолжают самостоятельно играть.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры

при решении задач речевого развития

детей  от 3 до 4 лет  - младшая группа

        Стратегия поведения педагога при организации игры  

Формирование ролевого поведения и ролевого взаимодействия

Задачи речевого развития:

1.  Развивать диалогическую форму речи:

-Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего

2.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей:

-Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

-Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

 3.Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы), называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

4.Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами предложения  (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, тигра и зебру)

5.Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность

6.Напоминать детям о необходимости говорить «Спасибо», «Здравствуйте», «До свидания», «Спокойной ночи»

Пример совместной игры воспитателя с детьми 4-го года жизни

(для овладения детьми игровыми умениями)

Игра с детьми может начинаться таким образом.

Воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-5 предмета – шприц, фонендоскоп, вату, коробочку от таблеток, палочка-градусник), надевает белую шапочку  и на виду у детей начинает играть, «приписывая» себе роль врача:

-Я – врач! Здесь у меня больница. Буду сейчас детей лечить!

-Здравствуй, Мишка, ты заболел?

-Что у тебя болит? Покажи горлышко. Горлышко у тебя красное.

Сейчас замерю тебе температуру. (ставит палочку-градусник)

Теперь послушаю тебя…. Мишка. У тебя ангина. (выписывает рецепт)

-До свидания, Мишка, выздоравливай!

Пообщавшись, таким образом, с персонажем-игрушкой, воспитатель вовлекает в игру одного из наблюдающих за ней детей, хорошо если это  будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т.п.

Воспитатель-врач: -Здравствуй, Катя.

-Здравствуйте.

- Твоя дочка заболела?

-Да, моя дочка заболела

-Я врач, сейчас полечу ее. Что у твоей дочки болит?

Катя отвечает….

Воспитатель-врач: -Посмотрим у твоей дочки …..

Сейчас замерю температуру(ставит палочку-градусник), теперь послушаю твою дочку. Катя, у твоей дочки…….(выписывает рецепт)

Врач: -До свидания, Катя. Пусть твоя дочка быстрее выздоравливает

Катя: - Спасибо!

Процедура лечения может повториться с 2-3 куклами, которых приводят  дети в больницу.

Затем воспитатель-врач может полечить и кого-нибудь из детей:

-Ваня, а давай ты как будто заболел и тоже в больницу пришел.

-Здравствуйте, больной….Что у вас болит? (разворачивается диалог)

После такой игры с  воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: -Кто теперь хочет быть врачом? Саша? Надевай шапочку и халат, теперь ты врач и будешь лечить детей.

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли « Я врач, полечу больного Мишку» и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли, разговор с ним.

        Особенности развития сюжетно-ролевой игры

при решении задач речевого развития

детей  от 4 до 5 лет – средняя группа

        Стратегия поведения педагога при организации игры  

Формировать умение придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, выстраивать новые  ролевые диалоги.

        Задачи речевого развития:

        1. Совершенствовать диалогическую речь:

-учить участвовать в беседе;

-понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

        2.Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками

        3.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

-учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречии, предлоги;

-вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия

-активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены

        4.Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте

        

Пример совместной игры воспитателя с детьми от 4  до 5 лет

(для овладения детьми игровыми умениями)

(Возможная ситуация)

В групповой комнате дети играют:

Несколько мальчиков играют с машинами,1-2 девочки укладывают кукол спать, часть детей занимаются с настольными играми, рассматривают книги, рисуют.

Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям:

-Юля, Лена давайте играть!

Дети: -А во что будем играть?

Воспитатель:  - Давайте в магазин!

Дети соглашаются и все вместе строят, например,  из стульев «прилавок», раскладывают на нем товар

Далее, можно как вариант, распределить роли по считалки.

Воспитатель: -Я продавец в магазине… (игрушек или бытовой техники, или продуктов)

-Кто будет покупателем?

Кто хочет купить….

Выстраивается очередь покупателей.

Воспитатель «продает» детям товар  по очереди….,  развертывая диалоги с каждым (Приветствие, что хочет купить покупатель? для кого?), берет деньги, дает сдачу, благодарит за покупку, прощается.

Воспитатель: -Магазин закрывается на обед, приходите после обеда сейчас должны шоферы новый товар в магазин привезти.

-А вот и шоферы приехали! Вы еще товар в магазин привезли?

Саша и Дима подключаются к игре, привозят на грузовиках  еще товар и выгружают его на прилавок.

Воспитатель: - Моя смена кончилась. Кто будет продавцом во вторую смену?

Света: - Я буду продавцом (занимает место за прилавком)

В магазин приходят покупатели.

Продавец «продает» детям товар  по очереди….,  развертывая диалоги с каждым (Приветствие, что хочет купить покупатель? для кого?), берет деньги, дает сдачу, благодарит за покупку, прощается.

Воспитатель: -А я поеду домой. Вызову такси. (вызывает такси по телефону-кубику)

Подъезжает машина.

- Здравствуйте. Куда вас надо отвезти?

- Я живу по улице…. Дом….Отвезите меня, пожалуйста.

-Хорошо, садитесь

Воспитатель идет к девочкам, которые играли в «Дом».

Разворачивается игра «Дом»

Особенности развития сюжетно-ролевой игры

при решении задач речевого развития

детей  от 5 до 7 лет – старший дошкольный возраст

Стратегия поведения педагога при организации игры  -

        Способствовать овладению новым, более сложным способом развития игры – игра-фантазирование (творческая деятельность, которая протекает преимущественно в речевом плане и представляет собой совместное сюжетосложение детей).

        Основой игры-фантазирования является литературный опыт детей, который преобразуется в ходе игры-фантазирования на основе приемов развития воображения, например:

-приписывание известному персонажу сказки новых характеристик, необычных черт характера;

-придумывание волшебных предметов на основе известных;

-сочинение историй по заданным персонажам и предметам

Задачи речевого развития:

        1. Развивать умение поддерживать беседу, учить быть доброжелательным и корректным собеседником

        2.Совершенствовать умение применять в речи формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент)

        3.Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

        4.Приучать к самостоятельности суждений

        5.Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам (для импровизации во время игры)

        6. Совершенствовать интонационную выразительность речи

Пример совместной игры воспитателя с  детьми от 5  до 7 лет

(для овладения детьми игровыми умениями)

Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет:

-«Какую сказку больше всего любите?

Дети отвечают, например: "Волк и семеро козлят".

        И начинаем фантазировать.

Дети поочерёдно вносят свои предложения, начинают развёртывать сюжет.

Коза и семеро козлят в цирке

- Жила-была коза.

- И звали её ….. Дэлька (вариант придумывают дети)

- Почему Дэлька?

- Потому что она была очень стройная и её ещё называли Дэлька-Моделька.

- И было у этой Дэльки-Модельки семеро козлят.

- Они были такие хорошенькие! Сильные, ловкие, послушные дети.

- А звали их: Шустрик, Прыгунчик, Красавка, Зорька, Ромашка, Звёздочка и Малыш.

- Большая семейка у этой козы...

- Три мальчика...

- Да четыре девочки.

- Они каждый день гуляли на лугу, любовались красивыми цветами...
- Гонялись вприпрыжку за стрекозами и бабочками,
- Или наблюдали, как по небу плывут пушистые облака,
- Или любовались яркой радугой,
- Которая вдруг повисла коромыслом над рекой после тёплого дождика!
- А в это время мама Дэлька паслась неподалёку на зелёной и сочной травке.
- После того, как Волк попытался обмануть козлят, мама Дэлька не оставляла своих детей без присмотра, и всегда торопилась вернуться домой,
- Чтобы принести своим деткам молочка.
- Молочко козлята очень любили.
- Ведь оно такое полезное и очень вкусное!
- Так они и жили - дружно и счастливо.
- Однажды почтальон...
- Печкин?
- Да, Печкин, принёс козе с козлятами приглашение в цирк.
- Вот радости было! Еле дождались козлята, когда наступит этот день.
- И этот день наступил!
- В цирке все места заняты.
- Козлята нашли свои места и стали с нетерпением посматривать на арену...
- Тут заиграла  музыка,
- И появились весёлые клоуны -
- Они ловко прыгали и скакали, строили смешные рожицы,
- А Зрители громко смеялись,
- Тут появился Бурый медведь  на велосипеде и он показывал разные трюки,
- - Всем было весело и празднично!

Тут и сказочки конец. А кто слушал, молодец!

- А давайте так поиграем!

Дети  развертывают игру с непосредственным принятием ролей.

        ИТОГ:

         1. Актуализировали теоретические знания о значении сюжетно-ролевой игры в речевом развитии дошкольников

        2. Рассмотрели, изучили специфику сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом детей, и какие речевые задачи при этом решаются.

        3. Совершенствовали педагогические умения по организации сюжетно-ролевой игры с учетом специфики игры и речевых задач