Влияние взрослого на речевое развитие ребенка
консультация по развитию речи (младшая группа)

Жданова Наталья Викторовна

      Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.

    Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.

     Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_vzroslogo_na_rechevoe_razvitie_rebenka.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Влияние взрослого на речевое развитие ребѐнка»

 

 

 

 

 

      Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.

    Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.

     Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

    Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли, развитие его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает свое отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.

   Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля  за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 г. достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.

     В дошкольный период дети овладевают связной речью. Большое значение имеет этичное поведение взрослого, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего, от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Важно, чтобы педагог сам владел четкой и грамотной речью и умел слышать недостатки в речи своих воспитанников.

      Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь взрослый (воспитатель, младший воспитатель) должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении со сверстниками и взрослыми (воспитатель, мл. воспитатель); по своему положению взрослый пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого педагога — один из приѐмов педагогического воздействия. Ребенок в детском саду так же разговаривает с медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

     Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Наряду с ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

    Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова - паразиты, их не замечает. А слушатель устает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое…

Со своею мамою.

Был еще один чудак

– Это в общем значит так,

И его любимый зять.

 Звали зятя Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители

– Видишь ли…

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

       Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он беспокойный, торопливый. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м», (вот). Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ѐклмн», «ѐпрст», «ѐлки-палки», «ѐ-моѐ», «ѐшкин кот», «ѐкарный бабай». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву.       Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться. Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин». Как излечиться от словарных паразитов? Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

 • Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя, за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

 • Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

    Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то из вас имеет такую привычку, советую вам срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.

Требования к речи педагога:

1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания.

4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.).

6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля: (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для младших воспитателей "Влияние взрослого на речевое развитие ребенка"

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

«Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка»

    Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.Речь ребенка не я...

Статья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка" Автор: Богданова Ольга Вячеславовна

Статья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка"  Автор: Богданова Ольга Вячеславовна Где чистота и ясность   слов? Мы слышим много" сорняков"!...

Консультация «Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка»

Наиболее важным средством связи ребенка с окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых и во многом зависит от нормально...

Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка

laquo;Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственн...

Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка

Семинар «Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка».Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных в...