Картотека дидактических игр по речевому развитию - подготовительная группа
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Волобуева Татьяна В.

Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.rechi_-_podg.gr_.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

     КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

               ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

             подготовительная группа

                                                                                               

                                                                      Воспитатель: Волобуева Т.В.

 1. «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Содержание.

Вариант 1.  Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как-то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.

Вариант 2.  Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

2. «Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Содержание.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.   

  • Кто живёт в дупле? - … белка.
  • Кто живёт в скворечнике? - … скворцы.
  • Кто живёт в гнезде? - … птицы.
  • Кто живёт в будке? - … собака.
  • Кто живёт в улье?  - … пчёлы
  • Кто живёт в норе? - … лиса.
  • Кто живёт в логове? - … волк.
  • Кто живёт в берлоге? - … медведь.

Вариант 2.  

  • Где живёт медведь? - В берлоге.
  • Где живёт волк? - В логове.

Вариант 3. 

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

3. «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Содержание.

Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает, а ребенок, возвращая мяч, отвечает:

– Ворона каркает, а сорока? - Сорока стрекочет.

  • Сова летает, а кролик?
  • Корова ест сено, а лиса?
  • Крот роет норки, а сорока?
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Лягушка квакает, а лошадь?
  • У коровы телёнок, а у овцы?
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

4. «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Игру желательно проводить по темам.

Тема «Весна»:   

  • Солнце – что делает? - Светит, греет.
  • Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
  • Снег – что делает? - Темнеет, тает.
  • Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
  • Капель – что делает? - Звенит, капает.
  • Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

С другими темами аналогично.

5. «Горячий - холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.  

  • горячий - холодный
  • хороший - плохой
  • умный - глупый
  • весёлый - грустный
  • острый - тупой
  • гладкий – шероховатый и т.д.

 6. «Кто может совершить это действие?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.  

  • Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
  • Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
  • Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
  • Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

7. «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

  • Рукавички из меха - … меховые
  • Таз из меди - … медный
  • Ваза из хрусталя - … хрустальная
  • Рукавички из шерсти - … шерстяные

8. «Кто кем был?» 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Содержание.

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

  • Цыплёнок – … яйцом                                          
  • Хлеб – … мукой
  • Лошадь – … жеребёнком                                    
  • Шкаф – … доской
  • Корова – … телёнком                                          
  • Велосипед – … железом
  • Дуб – … жёлудем                                                  
  • Рубашка – … тканью
  • Рыба – … икринкой                                              
  • Ботинки – … кожей
  • Яблоня – … семечкой                                          
  • Сильный - … слабым
  • Дом – … кирпичём                                                
  • Взрослый - … ребенком
  • Лягушка – … головастиком                                         
  • Бабочка – … гусеницей                                        

9. «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение словарного запаса детей, развитие мышления, внимания, воображения.

Содержание. 

Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

  • Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

10. «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Содержание.

Педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

11. «Что бывает осенью?»

Цель: формировать умение временам года, их последовательности и основным признакам.

Содержание.

На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

12. «Лови, да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.  

  • Красный - мак, огонь, флаг
  • Оранжевый - апельсин, морковь, заря
  • Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа
  • Зелёный - огурец, трава, лес
  • Голубой - небо, лёд, незабудки
  • Синий - колокольчик, море, небо
  • Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

13. «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

  • У рыси голова – … рысья
  • У рыбы – … рыбья
  • У кошки – … кошачья
  • У сороки – … сорочья
  • У лошади – … лошадиная
  • У орла – … орлиная
  • У верблюда – … верблюжья и т.д.

14. «Четвертый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

  • Голубой, красный, зелёный, спелый.
  • Кабачок, огурец, тыква, лимон.
  • Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и т.д.

15. «Один - много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Содержание.

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

  • стол – столы             стул – стулья
  • гора – горы               лист – листья
  • дом – дома                носок – носки
  • глаз – глаза               кусок – куски
  • день – дни                прыжок – прыжки
  • сон – сны                  гусёнок – гусята
  • лоб – лбы                  тигрёнок – тигрята

16. «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Содержание.

Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. 

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. 

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. 

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

17. «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Содержание.

Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

  • Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
  • Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
  • Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
  • Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

18. «Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Содержание.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

19. «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Содержание.

Вариант 1.

Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.  

  • Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2.

Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.  

  • Огурец, помидор - овощи.

20. «Хорошо - плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Содержание.

Педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.  Педагог – Дети:

  • Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
  • Город – это хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

21. «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Содержание.

Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

22. «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Содержание.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

  • Стол-столик, ключ-ключик.
  • Шапка-шапочка, белка-белочка.
  • Книга-книжечка, ложка-ложечка.
  • Голова-головка, картина-картинка.
  • Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
  • Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
  • Коса-косичка, вода-водичка.
  • Жук-жучок, дуб-дубок.
  • Вишня-вишенка, башня-башенка.
  • Платье-платьице, кресло-креслице.

23. «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Содержание.

Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

  • Один стол – пять столов
  • Один слон – пять слонов
  • Один журавль – пять журавлей
  • Один лебедь – пять лебедей
  • Одна гайка – пять гаек
  • Одна шишка – пять шишек
  • Один гусёнок – пять гусят
  • Один цыплёнок – пять цыплят
  • Один заяц – пять зайцев
  • Одна шапка – пять шапок
  • Одна банка – пять банок.

24. «Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Содержание.

Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

25. «Закончи предложение»

Цель: формирование умения употреблять сложноподчинённые предложения.

Содержание.

  • Мама положила хлеб ... куда? (в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар ... куда? (в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его ... куда? (в салатницу)
  • Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что ... (заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что ... (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что ... (ещё рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если ... (будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы ... (купить продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы … (спастись то собаки)

26. «Кому угощение?»

Цель: формировать умение употреблять трудные формы существительных.

 Содержание.

Педагог говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

- Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

27. «Назови три слова»

Цель: развитие словарного запаса.

Содержание.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  • Что можно варить?
  • Что можно читать?
  • Чем можно рисовать?
  • Что может летать?
  • Что может плавать?
  • Что (кто) может скакать? И т. д.

28. «Кто кем хочет стать?»

Цель: формировать умение употреблять трудные формы глагола.

Содержание.

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

  • Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта)
  • Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками).

Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим или хочу».

29. «Зоопарк»

Цель: развитие связанной речи.

Содержание.

Дети садятся в круг, получая по картинке (не показывая их друг другу).  Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

30. «Сравни предметы»

Цель: развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств.

Содержание.

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Педагог сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

  • У меня нарядный фартук - У меня рабочий фартук
  • Он белого цвета в красный горошек - А мой - тёмно-синего цвета
  • Мой украшен кружевными оборками - А мой - красной лентой
  • У этого фартука по бокам два кармана - А у этого - один большой на груди
  • На этих карманах - узор из цветов - А на этом нарисованы инструменты
  • В этом фартуке накрывают на стол - А этот одевают для работы в мастерской

31. «Кто кем был или что чем было?»

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем мире.

Содержание.

Кем или чем раньше был:

  • цыплёнок – яйцом                                
  • хлеб - мукой
  • лошадь – жеребёнком                          
  • велосипед - железом
  • лягушка - головастиком                    
  •  свитер - шерстью
  • бабочка - гусеницей
  • ботинки - кожей
  • рубашка – тканью
  • рыба - икринкой
  • шкаф – доской      

32. «Новоселье» 

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Содержание.

Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки. 

33. «Назови как можно больше предметов»

Цель: активизация словаря, развитие внимания.

Содержание.

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

34. «Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух.

Содержание.

Педагог объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово:

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 35. «Назови части предмета»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Содержание.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

1 вариант: дети по очереди называют части предметов.

2 вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

36. «Кто больше запомнит»

Цель: развивать память.

Содержание.

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

37. «Чей предмет?»

Цель: развивать память.

Содержание.

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

38. «Пересказ по кругу»

Цель: развивать память.

Содержание.

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

39. «Двигательная память»

Цель: развивать память.

Содержание.

Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд в жюри.

Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора – противника как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью.

40. «Цвета»

Цель: развивать память.

Содержание.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

41. «Форма предметов»

Цель: развивать память.

Содержание.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

42. «Запоминаем рисуя»

Цель: развивать память.

Содержание.

Ведущий заранее готовит список из 10 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 5. За это время участники игры должны успеть, каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

43. «Где спрятана игрушка?»

Цель: развивать зрительную память, внимание.  

Содержание.

Для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить: убрать ящики на более длительное время; спрятать 2, а потом 3 игрушки; заменять игрушки.

44. «Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Содержание.

Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.

45. «Рисуем по памяти узоры»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Содержание.

На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

46. «Запоминаем вместе»

Цель: развивать слуховую память.

Содержание.

Можно рекомендовать занятия с группой ребят.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д.

Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

47. «Угадай, что я загадал»

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: карточки с изображением различных предметов и наборы «Парные картинки».

Содержание.

Перед детьми раскладываются карточки с предметами. Водящий загадывает предмет с любой карточки. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов.

48. «Что кому нужно?»

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: карточки с изображением людей по различным профессиям.

Содержание.

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и называет необходимые для его работы орудия труда.

49. «Когда это бывает?»

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: карточки с изображением различных времен года.

Содержание.

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

50. «Что лишнее?»

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: карточки с изображением различных предметов.

Содержание.

Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

- Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак.

51. «Какая игрушка?» 

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: различные игрушки.

Содержание.

Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.

52. «Мешок сюрпризов»

Цель: развитие речи, внимания.

Материалы: небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать.

Содержание. 

Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов. 

53. «Двенадцать вопросов» 

Цель: развитие речи, внимания.

Материалы: коробка, любые предметы, которые помещаются в нее.

Содержание.

Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

54. «Животные»

Цель: развитие речи, внимания.

Содержание.

Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу), следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.

55. «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: формировать умение подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Содержание.

Вариант 1.  Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.  

  • Мебель - кровать, диван, стул, стол и т.д.
  • Рыба - карп, карась, ерш, горбуша и т.д. (Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)

Вариант 2.   Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.

  • Огурец, редис, картофель, репа - овощи.

Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

56. «Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.

Материал: фишки.

Содержание.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

  • Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
  • Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
  • День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…(низко).
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
  • Скажу я слово «трус», а ты ответишь… (храбрец).
  • Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай …(конец).

57. «Какое время года»

Цель: формировать умение соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.

Материал: картинки с различными временами года.

Содержание.

Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.

  • Тает снежок ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?              весна

  • Дел у меня не мало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки превращаю,

Белю поля дома,

Зовут меня …                                                     зима

  • Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногам шелестят

И летят, летят, летят…                                    осень

  • Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады.                               мороз, зима

  • Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?                                            лето

  • Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …                                            лето

  • Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …                                                 весна

  • Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …                                                осень

58. «Расскажи словечко»

Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.

Содержание.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

  • Ворона каркает, а сорока? Сорока…(стрекочет)
  • Сова летит, а кролик? Кролик…(бегает)
  • Корова ест сено, а лиса? Лиса…(мышек)
  • Крот роет норки, а сорока? Сорока…(летает)
  • Петух кукарекает, а лошадь? Лошадь…(ржет)
  • У коровы теленок, а у овцы? У овцы…(ягненок)
  • У медвежонка мама медведица, а у белочки? У белочки мама…(белка)

59. «Зайка и Мишка»

Цель: формировать умение коллективно сочинять рассказ.

Содержание.

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью.

После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.

- Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что же такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка?)

60. «Волк и Белочка»

Цель: формировать умение коллективно сочинять рассказ.

Содержание.

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью.

После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.

Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает. (Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку не есть зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?)

61. «Обложки любимых книг»

Цель: развитие словарного запаса, умения рассказать сюжет сказки, внимания.

Содержание.

Взрослый предлагает рассмотреть обложки любимых книг и вспомнить названия сказок.

– А что бы ты нарисовал на обложке своей любимой книги? Расскажи и нарисуй.

62. «Из какой сказки?»

Цель: развитие словарного запаса, умения вспомнить и рассказать сюжет сказки, внимания.

Содержание.

Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

  • Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
  • Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
  • Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

63. «Подбери нужное слово»

Цель: развитие речи, словарного запаса, внимания.

Содержание.

Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.

  • Завязать (что?) …
  • Застегнуть (что?) …
  • Забить (что? …
  • Завить (что?) …
  • Застрелить (что?) …
  • Запереть (что?) …              

64. «Добавь слог»

Цель: развитие речи, внимания.

Материалы: фишки.

Содержание.

Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.

Но – (ги, сы, жи, жницы).

Ве – (ревка, сна).

65. «Цепочка слов»

Цель: развитие речи, словарного запаса, внимания.

Содержание.

Взрослый объясняет заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на -к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука -к. Например, кошка. Я назову слово на -а  – апельсин, ты на -н и т.д.

Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры. Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

66. «Что мы слышим»

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание.

Педагог предлагает отгадать загадку.  Назвать звук, который позволит найти отгадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.               (жук)

Повторяется звук [ж].

67. «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание.

Педагог читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

Жучка будку недоела,     (булку)

Неохота, надоело.

Сели в ложку и айда!      (лодку)

Покатили вдоль пруда.

Ехал дядя без жилета,        (билета)

Заплатил он штраф за это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста"

Материал полезен для работы с детьми раннего возраста...

Картотека дидактических игр по речевому развитию (старшая группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию (подготовительная группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе компенсирующей направленности

Дидактические игры по речевому развитию в группе компенсирующей направленности...

Картотека дидактических игр по речевому развитию - средняя группа

Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....