Логопедические игры на прогулке
консультация по логопедии

Валентина Анатольевна Тучина

Игры, которые на прогулке использует учитель-логопед. Данные игры полезны и для родителей, и для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_progulke.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ

Данные игры можно использовать родителям и воспитателям на прогулке с детьми.

В июне логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Коррекционная работа продолжается и вне занятий в кабинете, перемещаясь на прогулку. Летом на воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.

На прогулке игры и упражнения  могут проводиться индивидуально или объединяя детей в малые подгруппы по дефекту речи.

Очень полезны для развития  детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед.

Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводится  игра «Разноцветные мячики». Красный - гласный, синий — согласный.

Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.

В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.  Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей.

В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками.

Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.

Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.

Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Игры с мячом,

направленные на развитие мелкой моторики

Комплекс  «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

 Брат у брата мяч берет.

                                                                           

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

                                                                     

Танцевать умеет танец

 На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

 Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

 

Сверху левой, снизу правой –

 Я его катаю браво.

 

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

Игры с мячом,

направленные на развитие ориентировки в пространстве

Комплекс «Фокусник»

Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

Непринужденная игра поможет им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

      Ловко мячиком играем

      И предлоги называем.

      За рукой и под рукой,

     Из – под кисти на покой.

             

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из – за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник, какой!

 Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:                              Вратарем зовусь не зря:

                                           Мяч всегда поймаю я.

Логопед:                           Раз, два, три –

                                         Справа (слева, прямо) мяч,

                                                                       смотри!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячики или шарики.

Ход игры:

Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.

Ход игры:

Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

                                      В правую руку свой мячик возьми,

                                      Над головою его подними

                                      И перед грудью его подержи.

                                     К левой ступне не спеша, положи.

                                     За спину спрячь и затылка коснись.

                                     Руку смени и другим улыбнись.

                                     Правого плечика мячик коснется

                                     И ненадолго за спину вернется.

                                     С голени правой да к левой ступне,

                                     Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.

Ход игры:

По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

 Логопед:

                             От ворот -  поворот

                             Вправо и наоборот.

                                   

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры:

 Дети становятся  в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»

Цель:  закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры:

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:

  •  Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в левый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре

раза в правый обруч.

  • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре

раза перед собой.

                                                                           

Игра «Бросаемся слогами».

Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему,  а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Игра «Назови слово».

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению.Про что можно сказать она, он, оно? Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Игра "Скажи наоборот"

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ… ГРУСТЬ          
ЖАРА  … ХОЛОД
ЗЛО  … ДОБРО
ПРАВДА  …     ЛОЖЬ

ПОДНИМАТЬСЯ … СПУСКАТЬСЯ

ХОЛОДНЫЙ …. ГОРЯЧИЙ

ДАЛЕКО  ,,,,,  БЛИЗКО   и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логопедические игры на прогулке»

Лето – удивительная  и  благоприятная  пора,  когда детям можно вдоволь  гулять,  бегать  и  прыгать.  Именно  в это период они много времени пр...

Логопедические игры на прогулке

Логопедические игры на прогулке...

Логопедические игры на прогулке

Игры, разработанные для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить на участке детского сада, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ

  Летом продолжается работа с детьми индивидуально. Коррекционная работа продолжается и вне занятий в кабинете, перемещаясь на прогулку. Летом на воздухе легко проводить артикуляционную и ...

КАРТОТЕКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ

КАРТОТЕКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ...

Логопедические игры на прогулке

Логопедические игры на прогулке...