Учим детей рассказывать используя мнемотехнику.
консультация по развитию речи

Пешехонова Елена Ивановна

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В нем описано, как обучать детей рассказыванию, развивать речь, используя мнемотаблицы и мнемодорожки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_rasskazyvat.docx398.47 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

                      На эти вопросы ответы можно найти в мнемотехнике 

Мнемотехника помогает развивать:

  • речь
  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

При пересказе художественной литературы и при обучении составлению рассказов

       Сказка «Теремок»

работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа

С помощью мнемотаблиц и мнемодорожек можно провести небольшие игры-викторины по сказкам, например:

  1. Из какой сказки этот герой?
  2. Какие волшебные слова он произносил?
  3. Какие волшебства происходили в сказке?      

1. Как звали героиню этой                сказки?

  1. Кого она встретила в лесу?
  2. Что случилось с бабушкой?
  3. Кто спас Красную шапочку и её бабушку?

При заучивании стихотворений

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
apple

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. cook

Еще одна разновидность мнемотехники -  это коллаж

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель – коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

http://festival.1september.ru/articles/500347/img8.jpg

Мнемотехника многофункциональна

На её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»

материал предназначен для родителей....

Учим детей рассказывать.

Формирование связной речи детей....

«Учите детей рассказывать». Консультация для родителей.

Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...

Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...

"Учим детей рассказывать"

Речь дана ребенку с рождения, но ее необходимо развивать. Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению...

7 беседа логопеда с родителями. Учим детей рассказывать.

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...