«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
статья по развитию речи (младшая группа)

Крайнова Людмила Михайловна

С раннего возраста у детей происходят существенные изменения в их развитии. В первом году жизни ребенок в состояние брать, удерживать предметы, а позднее уже и действии: закрывать , открывать коробки, есть с ложки, пить и держать чашки, строить , нанизывать на стержень кольца и многое другое.

       В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием    человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. 

       Воспитaтель в детском сaду зaботится о развитии ребёнкa. Воспитания детей все зaдaчи развития он сможет полноценно решить при условии прaвильного обучения речи.    Учимся играя!  Идея увлекала многих  воспитателей и педагогов. Чтобы   дети с раннего возраста овладели необходимыми движениями, разнообразными умениями и навыками, речью,  их этому надо учить.  Созданные  дидактические игры  для обучения через игру. Их особенность  состоит в том, что задание  ребёнку предлагается в игровой  форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то познания, овладевают навыками действий с определёнными  предметами, учатся культуре общения  друг с другом. Любая дидактическая  игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.  Как правильно разговаривать с ребёнком?Что необходимознать при общении  с детьми.  

  Цель:

 Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.

Задачи:

 

1. Изучить методической литературы по данной теме

2. Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовить папки-передвижки

5. Распространить педагогический опыта по теме самообразования.

 

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитие ребенка. Oна оказывает влияние на  все стороны его психического развития. Игра – одно из важных средств познания  окружающего мира. Это сложная внутренне мотивированная .но в то же время легкая и радостная для малыша деятельность. Она способствует поддержанию хорошего настроения, развитию чувственного опыта, воображения, речи. Игра способствует развитию произвольного поведения и самостоятельности. Детская игра являетсяважным условием социального развития: дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им приобретают навыки общения со сверстниками и со старшими детьми.

 Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом;  созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Основа моей работы: «Развитие речи детей раннего  возраста посредством дидактической  игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством  дидактической игры  является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)

 

Виды дидактических игр.

В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.когда дети играют, они учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.Играя дети не только могутназывать предметы и действия но и подбирать их по словестной инструкции,развернуто отвечать на вопросы. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

      Играя с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, в новых связях .

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на  занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

Тaким oбразом, испoльзование дидaктических игр в рaботе, спoсoбствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей, радостно, без принуждения. Важно, эти две цели доп0лняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, у детей вызывает глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть создaны все условия для разноoбразных игр, обеспечивающих всесторoннее развитие каждого ребенка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

Лаишевский детский сад «Радуга»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Тема:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель: Крайнова Л.М.

Лаишево 2023

С раннего возраста у детей происходят существенные изменения в их развитии. В первом году жизни ребенок в состояние брать, удерживать предметы, а позднее уже и действии: закрывать , открывать коробки, есть с ложки, пить и держать чашки, строить , нанизывать на стержень кольца и многое другое.

       В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием    человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. 

       Воспитaтель в детском сaду зaботится о развитии ребёнкa. Воспитания детей все зaдaчи развития он сможет полноценно решить при условии прaвильного обучения речи.    Учимся играя!  Идея увлекала многих  воспитателей и педагогов. Чтобы   дети с раннего возраста овладели необходимыми движениями, разнообразными умениями и навыками, речью,  их этому надо учить.  Созданные  дидактические игры  для обучения через игру. Их особенность  состоит в том, что задание  ребёнку предлагается в игровой  форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то познания, овладевают навыками действий с определёнными  предметами, учатся культуре общения  друг с другом. Любая дидактическая  игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.  Как правильно разговаривать с ребёнком?Что необходимознать при общении  с детьми.  

  Цель:

 Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить методической литературы по данной теме

2. Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовить папки-передвижки

5. Распространить педагогический опыта по теме самообразования.

 

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитие ребенка. Oна оказывает влияние на  все стороны его психического развития. Игра – одно из важных средств познания  окружающего мира. Это сложная внутренне мотивированная .но в то же время легкая и радостная для малыша деятельность. Она способствует поддержанию хорошего настроения, развитию чувственного опыта, воображения, речи. Игра способствует развитию произвольного поведения и самостоятельности. Детская игра являетсяважным условием социального развития: дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им приобретают навыки общения со сверстниками и со старшими детьми.

 Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом;  созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Основа моей работы: «Развитие речи детей раннего  возраста посредством дидактической  игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством  дидактической игры  является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)

Виды дидактических игр.

В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.когда дети играют, они учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.Играя дети не только могутназывать предметы и действия но и подбирать их по словестной инструкции,развернуто отвечать на вопросы. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

      Играя с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, в новых связях .

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на  занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

Тaким oбразом, испoльзование дидaктических игр в рaботе, спoсoбствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей, радостно, без принуждения. Важно, эти две цели доп0лняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, у детей вызывает глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть создaны все условия для разноoбразных игр, обеспечивающих всесторoннее развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...