Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии
картотека по развитию речи

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka._rechevye_igry_s_primeneniem_triz_tehnologii.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 10

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

«Имя признака – значение имени признака»

 (Темы: посуда, игрушки, мебель и т.д.) 

Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.

Ход игры: Игра начинается со слов:

«В супермаркет мы идём,

  Всё, что нужно, приобретём.

  В отдел посуды (игрушек, мебели и т.д.) мы идём,

  Всё, что нужно, купим в нём!»

Мы идем в супермаркет, нам нужно купить посуду. Чтобы купить посуду, надо описать её с опорой на пособие «Имя признака – значение имени признака»:

Например: Я хочу купить кастрюлю. Она серебристого цвета. Большая, вместительная по размеру. По весу она легче, чем сковорода, но тяжелее чем чашка. У неё есть крышка, 2 ручки, стенки, донышко. Она металлическая. На ощупь она твердая и гладкая. Она нужна для того, чтобы варить суп.

«Эмпатия» 

(Темы: посуда, части тела, одежда, обувь, дом, транспорт и т.д.) 

Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (Ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (Она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (Ей больно, неприятно…).

«Да – Нет» Сужение поля поиска

(Все темы, например: «Транспорт»

Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Оборудование: На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).

Ход игры: Логопед загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот   предмет, выясняя   с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Логопед отвечает «да» или «нет».

 Вопросы детей:

— это самолет? – нет

— это слева от самолета? – нет

— это справа от самолета? – да

(Убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).

— это автобус? – нет

— это левее автобуса? – нет

— это правее автобуса? – да

— это легковой автомобиль? – да.

«Составление загадок»

(Все темы, например: «Игрушки»

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.

Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:

  • Какой мяч по цвету? (Разноцветный, пестрый, яркий)
  • Какой мяч по форме? (Круглый)
  • Что он делает? (Скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.  Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (Цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (Арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет.  Кто делает так же? (Заяц…)

После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче: Разноцветный, как радуга. Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

«Системный оператор». 

(Все темы, например: «Транспорт»

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то, Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то…. Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…    Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,     На экране рассмотри…

 Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (Нет).

На чем люди ездили раньше? (На лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (Нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (Нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

«Системный оператор». 

(Все темы, например: «Транспорт»

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

Кольца Луллия

«Предмет – признак»

(Все темы, например: «Игрушки»)

Цель – расширять словарь прилагательными – значениями признаков предметов.

1 кольцо – предметные картинки: машина, мяч, колокольчик, погремушка, пирамидка, кукла, медвежонок, матрешка

2 кольцо -  карточки-символы признаков: цвета, формы, размера.

Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания по изучаемой лексической теме и грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

(Например, круглый мяч или разноцветная пирамидка и т.д.)

Кольца Луллия

«Дразнилка»

(Все темы, например: «Игрушки»)

Цель – упражнять в словообразовании с помощью суффиксов

1 кольцо – машина, мяч, колокольчик, погремушка, пирамидка, кукла, медвежонок, матрешка

2 кольцо -  суффиксы: уменьшительно-ласкательные и увеличительные (большой и маленький гномы)

Дети, раскручивая круги, произносят слова в зависимости от сложившейся пары, закрепляя знания по изучаемой лексической теме и грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

(Например, мячик, мячище, погремушечка, погремушище  и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

«Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».

laquo;Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений"  Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет № 2 «...

Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...