конспект занятия в старшей группе по развитию речи " Весеннее солнышко"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие  проводилось с детьми старшей группы. Цель: выявление знаний  по пройденному материалу за год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu_2.docx328.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98 комбинированного вида»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по речевому развитию

в старшей группе № 6

                      Тема: «Весеннее солнышко»

                                   Подготовила и провела:

                                                                                                  Курчаткина О.В.

                                                             

                                                                           г. Саранск, 2023

Цель: Повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять умение использовать в речи, наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, наречия предлоги.

• Закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы;

• Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Формировать умение составлять небольшой рассказ по мнемотаблицы.

Развивающие:

• Развивать зрительное и слуховое восприятие;

• Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операции;

• Добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровье сберегающие технологии: физминутка.

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.

                                                               

 Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

2. Основная часть

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром. я получила письмо, а от кого, мы узнаем, отгадав загадку.

 Воспитатель задает загадку:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Догадались это …Солнце

Воспитатель: -Правильно, это солнце.  Ребята посмотрите на картинку, какое солнце? 

Ответы детей (грустное, тоскливое, печальное, унылое).

Воспитатель: - Как вы думаете, почему?

Дети: - У солнца нет лучиков?

Вот что пишет нам солнышко:

«Здравствуйте, дорогие дошколята! Хочу вас поздравить, ведь вы скоро переходите в подготовительную группу. Ребята, злой волшебник меня заколдовал, и лучики превратились в бесцветные. А если лучи не будут светить ярко и обогревать землю, то опять наступит холод и никогда не будет тепло.

Ребята, помоги мне, пожалуйста.

В конверте лежат лучики и на каждом из них написано задание, а когда вы выполните его, то бесцветный луч превратиться в ярко- желтый.

Воспитатель: - Ребята, ну, что поможем солнышку?

Дети: -Поможем

Воспитатель зачитывает задание:

Задание № 1. Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

- Сколько частей в сутках?

Дети: 4.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Скажите, а в какое время суток начинается наше занятие?

Дети: Утром.

Воспитатель: - Ребята, скажите сколько дней в неделе?

Дети: - В неделе 7 дней

Воспитатель: -Назовите мне эти дни

Воспитатель: -  Какой сегодня день недели?

Дети: среда

Воспитатель: - Как называются «выходные» дни недели?

Дети: - суббота, воскресенье

Воспитатель: - Какое сейчас время года?

Ответы детей

Воспитатель: - Сколько месяцев длиться весна? Назовите весенние месяцы?

Воспитатель: - Молодцы. Ребята, вы справились с первым заданием и наш бесцветный лучик превращается в ярко желтый.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Весна»

Воспитатель.: Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Весна»)

Ответы детей:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/10/s_591362e7b85b8/624983_1.jpeg

-Назовите первый месяц весны? Третий? Какой месяц находится между мартом и маем? Какой месяц впереди апреля?

Воспитатель: -  Ребята, в старину люди про весну сочиняли пословиы , поговорки и приметы. Давайте расскажем их

Злата: -Грач на горе, весна на дворе

Кира: - Кто спит весной, плачет зимой.

Трофим: - Птица рада весне, а младенец матери.

Саша В: -Черемуха расцвела- холода позвала

Саша П:- Матушка весна- всем красна

Воспитатель: -Весна - это время пробуждения природы. Весна это красивое время года,  природа просыпается от зимний спячки и все вокруг благоухает и цветет.

Воспитатель: - Молодцы. Ребята. Справились с заданием. И наш серый лучик превращается в яркий, желтый.

Задание № 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель: - Нам с тобой пришёл черёд

- Сыграть в игру «Наоборот»

-Ребята. Я Вам буду говорить словосочетания, а Вы должны сказать наоборот.

- Весна ранняя –весна поздняя; затяжная - дружная

- Ветер теплый – ветер холодный

- Ручей мелкий -ручей глубокий

             - Погода солнечная – погода пасмурная

- Солнце тусклое –солнце яркое

- Дождь слабый- дождь сильный

День жаркий –день холодный

Воспитатель: - Молодцы. Ребята. Справились с заданием. И наш серый лучик превращается в яркий, желтый.

Задание 4. Физкультминутка

Воспитатель: - Следующий лучик предлагает нам немного отдохнуть и провести разминку.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.  (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

 (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо, солнышко смеется.                                               

А под солнышком нам

Весело живется.  (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Воспитатель: -Молодцы. Ребята. Немного отдохнули и серый лучик превращаеться в ярко желтый

Задание №5. Дидактическая игра «Сравни и назови» (Таблица 2)

Воспитатель: - пятый лучик и задание такое: Нам нужно сравнить солнышко. Я читаю начало предложение. А Вы закончите его.

 Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как … (печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/10/s_591362e7b85b8/624983_2.jpeg

 Воспитатель: - Молодцы. Ребята. Справились с заданием. И наш серый лучик превращается в яркий, желтый.

Задание № 6 Дидактическое упражнение «Назови ласково» (с мячом)

(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)

- Чтобы весне было у нас тепло, давайте согреем ее ласковыми словами:

Солнце -солнышко, капля -капелька, Ручей - ручеек, Сосулька - сосулечка, Дерево -деревце, Цветок -цветочек, Трава -травушка, Туча -тучка, Лужа-лужица, Облако -облачко, Почка -почечка, гнездо -гнездышко. (Садитесь на стульчики).

Воспитатель: - Молодцы. Ребята. Справились с заданием. Порадовали весну ласковыми словами. И наш серый лучик превращается в яркий, желтый.

Воспитатель: -Итак, ребята. Мы выполнили все задания. Посмотрите какое у нас сейчас солнышко?

Ответы детей

Воспитатель: -Солнышко всем несет радость, счастье.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии.

Голос солнца:

- Ребята, мы выполнили все задания. У меня появились лучики желтого цвета. Большое спасибо, вы большие молодцы. Ребята, я вам хочу подарить маленькие подарочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему"Весенняя сказка"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...